В мастерской художника

   
   

На вопросы нашего корреспондента В. Волкова отвечает заслуженный художник РСФСР, секретарь правления Союза художников СССР Александр Рукавишников.

КОРР. Александр Июлианович! Рассказывая читателям в прошлом номере о памятнике В. Высоцкому (просим извинить за искажение вашей фамилии), мы и не предполагали, что эта тема породит такой поток читательских писем, телефонных звонков, а которых проявляется интерес к истории ваших взаимоотношений с поэтом, содержится просьба раскрыть замысел далеко не ординарного художественного решения памятника Высоцкому.

РУКАВИШНИКОВ. Что ж, еще раз скажу читателям, что близкими друзьями с Владимиром Семеновичем мы не были. Познакомились в 1975 г., а затем виделись с ним раз десять, не больше. Главным образом в секции каратэ, которая тогда была в новинку и имела свой круг почитателей.

Владимир как-то признался мне, что борьба его в принципе мало интересует, а гораздо больше восточная философия, знание которой ему необходимо для творчества.

Мне нравилось его лицо, характер, его внутренняя напряженность, творческая заряженность. Помнится, я тогда предложил ему позировать мне, к чему он отнесся довольно спокойно. И вообще, тщеславия он был лишен.

Но, к сожалению, в суете дней мой замысел тогда не осуществился, то ли я был не так настойчив, то ли мешала его постоянная занятость в спектаклях, на съемках. Но после его неожиданной смерти я решил во что бы то ни стало осуществить задуманное. Появился один эскиз, второй, третий. А когда был объявлен первый просмотр проектов будущей памятнике в фойе театра на Таганке, я принял участие, хотя, откровенно говоря, затея мне не очень нравилась - кто ест бутерброды в антракте, кто смотрит работы художников. В общем, тот смотр ничего не выявил, а в последующих я не участвовал.

Но позже я познакомился с родителями Владимира, которые в конечном счете и остановили свой выбор на моем проекте. Естественно, что меня это обрадовало и окрылило.

КОРР. Ныне, когда памятник установлен, его смотрят тысячи людей, все же единого мнения о нем нет - версий выдвигается множество. В чем, скажем, смысл веревок или тросов, которыми опутан поэт?

РУКАВИШНИКОВ. Этим я хотел сказать, что поэт не был связан, а был как бы "спеленут", что с нами делает мать, а в широком обобщении и Родина. Но вместе с тем он принадлежал к людям, которым любое сопротивление было жизненно необходимо, так как стимулировало его в работе.

Но тот факт, что не всегда его, мягко говоря, честно "придерживали" в творческом поиске, ныне ни для кого не является секретом. Я хотел, чтобы памятник поэту был ассоциативен, метафоричен, чтобы его детали как бы дополняли друг друга Скажем, те же "веревки," с определенного ракурса становятся покрывалом, а затем знаменем, которое символизирует честность его помыслов.

Немало спорят и о нимбе, который как бы витает над головой поэта. Отмечу, что никакого религиозного смысла я в символ не вкладывал, просто хотел показать святость его творчества.

КОРР. Собираетесь ли вы в будущем создавать произведения, посвященные Высоцкому?

РУКАВИШНИКОВ. Да, мною уже был изготовлен скульптурный портрет поэта, который приобрела Третьяковская галерея. Есть и другие замыслы. В. Высоцкий живет в моем сердце.

* ОТ РЕДАКЦИИ

Приводим некоторые уточнения к ответу на вопрос в N 50.

От авторского гонорара скульптор А. Рукавишников и архитектор И. Воскресенский отказались, посвятив свою работу памяти поэта.

Семья понесла затраты также на работы по изготовлению памятника.

Близким и родным ничего не известно о проектах памятников, которые присылались в СССР с Запада.

Смотрите также: