ФРАНЦИЯ. Конфликт поколений - на экране как в жизни

   
   

В статье "Последний козырь режиссеров" (N 42) говорится о французском кино. Но неужели только эротика и секс присутствуют сегодня на французском экране? Ведь кино этой страны имеет многовековые традиции. Не могли бы вы рассказать о сегодняшнем французском кино?

В. Попов, Стерлитамак.

Выполняя просьбу читателя, "АиФ" рассказывает о некоторых кинофильмах, показанных во время Недели французского кино.

ВО ВСЕХ четырех фильмах так или иначе идет речь о молодежи, причем в поле зрения кинематографистов попадают все ее слои и категории, возрастные и социальные, каждая со своими проблемами, включая древнюю как мир проблему взаимоотношений отцов и детей.

МЕСТО ПРЕСТУПЛЕНИЯ - СЕМЬЯ

В фильмах "Место преступления" А. Тешене, "Родственные узы" В. Рамо, "Дерзкая" К. Миллера связи между поколениями оказываются нарушены; отцы, дети и деды отчуждены, бесконечно далеки друг от друга. Четырнадцатилетний подросток Тома ("Место преступления") с его велосипедом, вечными фантазиями и необъяснимыми скачками настроения, свойственными отрочеству, мешает тихому благополучию старших, деду и бабушке, с их рыбной ловлей и приготовлением пирогов. Эти двое точь-в-точь гоголевские старосветские помещики, Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович, с их размеренным ритмом жизни и ритмом мыслей; только эти не так добры и беспомощны, и за свое благополучие кому угодно глотку перегрызут, выставят из дому собственных детей, как это происходит в "Месте преступления".

По-настоящему Тома привязан только к своей матери (ее играет популярная актриса Катрин Денев); но и эта связь оказывается слишком непрочной и рвется, как только на горизонте появляется некий юноша с бледным лицом и горящим взором (к слову сказать, беглый каторжник и убийца) И вот уже между ним и вполне сохранившейся мамой Тома что-то завязывается, - что-то происходит, растет, усиливается, и это что-то оказывается сильнее и важнее всего сильнее даже родственных уз. По сути, фильм исследует некий таинственный период, переломный момент, сумерки в жизни сорокалетней женщины, когда ради любви к кому угодно, пусть даже к проходимцу, мальчишке, преступнику, все может быть поставлено на карту и - ради одной - порваны все связи, все родственные узы. Как сказал режиссер фильма А. Тешене, "я мог бы назвать свой фильм не "Местом преступления", а "Местом любви", потому что две эти территории расположены поблизости гораздо ближе, чем это принято считать".

Любовь главной героини фильма оборачивается преступлением по отношению к ее же собственному сыну: Тома, забытый, преданный, впервые оставшись без матери, бежит из дому. Семейное гнездо рушится, и только старики родители как ни в чем не бывало продолжают прежнюю свою жизнь, махнув рукой на своих непутевых отпрысков и даже не пытаясь что-то понять.

Так любовная драма перерастает в семейную - драму разрушения семьи. Все три поколения оказываются разрозненны, отчуждены друг от друга; каждое из них живет своими интересами, своим умом, своим эгоизмом. Если индивидуальности в сумме дают семью, то сумма индивидуалистов семьи никогда не даст.

То же самое в фильме "Родственные узы", который, впрочем, не претендует на углубленный психологизм: как заявил его режиссер В. Рамо, фильм этот "интимно-авантюрный и не следует принимать его слишком всерьез".

Фильм "Родственные узы" не столько о взаимоотношениях отцов и детей, сколько об отсутствии таковых; его герои, дед и внук, не знают родства и не нуждаются в родственниках Случайно узнав о существовании друг друга, они, наверное, так никогда бы не проявили обоюдного интереса если бы не стечение обстоятельств - внуку - зубастому нагловатому парню-метису, грозит исправительная колония, и единственный для него шанс уйти от наказания - это остаться в дедовой деревне.

Дальнейшие события раскручиваются как пружина - едва ли не вся деревня ополчается против чужака, мальчишки-метиса с темным цветом кожи, который к тому же осмеливается ухаживать за местной красоткой; покушения, стрельба, драки следуют одна за другой. Серьезные проблемы, заявленные в начале фильма, остаются за кадром, уступив место ординарному вестерну с его непременными персонажами - деревенской красавицей, злым лавочником и парочкой бандитов.

И все же проблема заявлена - проблема расщепления, распада семьи на отдельные единицы (Из нашего досье: по данным социологов в 1984 г. во Франции разведенные составляли 5,6% всею населения. Число моносемей достигает сегодня примерно 5 млн.)

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДЗЕМКУ

Фильм "Родственные узы", так же как и "Место преступления", высвечивает определенную социальную прослойку среди молодежи - парней и девушек без роду и племени, без корней, обитателей нищенских кварталов, промышляющих воровством (внук в "Родственных узах"), а то и просто убийц, таких, как юный соблазнитель в "Месте преступления". Впрочем, персонаж этот - неуловимый, неясный, абстрактный - в фильме только намечен, и непонятно, кто этот парень- убийца и откуда взялся; куда более конкретны и материальны герои фильма "Подземка" режиссера Л. Бессона.

Все самое важное, что только может быть а жизни человека, - любовь и смерть - свершается в подземке; здесь начинается история любви главного героя, жулика, авантюриста, и героини, юной красотки из высшего общества, и здесь же она завершается смертью главного героя, застреленного на одной из подземных площадей, прямо посреди толпы в сутолоке и толчее, причем убийство это проходит незамеченным, и толпа как ни а чем не бывало продолжает свое движение, обтекает тело убитого и движется мимо, мимо, все дальше и дальше, как будто бы ничего не произошло... (Из нашего досье: за месяц в парижском метро совершается а среднем 1500-2000 мелких преступлений, в основном карманных краж.)

Что этот фильм - грандиозная аллегория, или притча, или пародия на современное общество, в котором живет его автор? Скорее всего, и то, и другое, и третье Внутренняя жизнь подземки, сумеречная, беспросветная, бессмысленная, - как тысячекратно уменьшенная проекция реальной жизни, которой действуют такие же ловкачи и авантюристы, такие же полицейские, и все они вот так же бессмысленно гоняются друг за другом, бессмысленно живут, любят, убивают, умирают, а жизнь между тем движется вперед, все дальше и дальше, как будто бы ничего не происходит...

Как ни странно, все симпатии зрителей на стороне так называемых отрицательных героев фильма, этого ворья, этих подозрительных личностей и пройдох, одетых в невероятные лохмотья, которые держатся друг друга и помогают в трудный момент, а не на стороне полицейских или тем паче господ из приличного общества, "комильфо", которые показаны мельком - нелепые, разодетые, жрущие.

Происходит смещение акцентов - отрицательные герои выходят в положительные. Что же, каждое общество выбирает героев, которые лучше соответствуют его этике.

Впрочем, быть может, наш вывод слишком поспешен, и мы слишком рано поставили знак минус рядом с этими бездомными мальчиками, обитателями подземки, которые не так уж и виноваты в своей участи. Все тот же Ловкач, к примеру, - откуда он взялся, и кто он, и что ему нужно в жизни? Быть может, его настоящее имя Тома и к отрочестве он бежал из дому, скрылся от своих вполне респектабельных папы и мамы, занятых только собой, и вот очутился в подземке, среди отребья, таких же, как он, горемык - неожиданная траектория мальчика из благополучной семьи! Или другой вариант - он, так же как и герой фильма "Родственные узы", лишенный родительской опеки, с самого детства привык надеяться лишь на себя, и подземка стала уже логическим завершением его пути.

Значит, если брать по большому счету, проблема, поставленная в фильмах "Место преступления", "Родственные узы", - проблема распада семьи - неизбежно тянет за собой другие, обозначенные в "Подземке", - молодежную преступность и наркоманию. (Из нашего досье: согласно официальной статистике, в стране более 2,5 млн. человек употребляют наркотики; 97% наркоманов - это молодые люди в возрасте до 30 лет. Только за один год в стране в среднем оказываются за решеткой около 70 тыс. малолетних преступников.) Что же, все процессы, происходящие в обществе, взаимоувязаны, все проблемы сцеплены между собой; и связи эти находят отражение в лентах французских кинематографистов, которые как бы продолжают, логически развивают друг друга.

Смотрите также: