РОК-МУЗЫКА. Когда рассеиваются предубеждения

   
   

Печать Запада, "радиоголоса" уделяют повышенное внимание советской популярной музыке, особенно ее наиболее противоречивому, а потому и уязвимому жанру - рок-музыке. Поэтому нам показалось интересным узнать мнение о советской рок-музыке и у гостей нашей страны - людей, профессионально ею занимающихся. Президент музыкальной организации "Движение поп-музыки Голландии" (СПН) Кор Шлессер и ее коммерческий директор Яап ван Бойсиком недавно побывали в нашей стране по приглашению Министерства культуры СССР. С ними беседует журналист М. СИГАЛОВ.

- Знали ли вы перед поездкой к нам что-нибудь о советской рок-музыке?

- Если честно, то не знали, а слышали многое, но крайне неконкретное, а сегодня можем сказать - и практически все выдуманное. Ведь информация, которую мы почерпнули в английской газете "Обсервер", американском музыкальном ежемесячнике "Рок-мэгэзин", рисовала нам такие картины: рок в вашей стране запрещен, за его исполнение можно попасть в тюрьму, в лучшем случае несколько существующих у вас групп поголовно восхваляют Родину и партию, а о другом петь якобы невозможно.

Именно такую информацию мы прочли во многих изданиях. И хотя наш приятель - музыковед Ян ван Тинен, который побывал в вашей стране несколько лет назад, говорил о нелепости подобных слухов, но, признаться, ехали мы с некоторым предубеждением.

- И что же получилось в действительности?

- В Голландии нам говорили, что нас поведут на экскурсию в Кремль, музей Пушкина и Эрмитаж, а потом, может быть, покажут одну рок-группу, которая "существует только для западных гостей". Но уже во время первой же встречи с работниками Министерства культуры нам было предложено посмотреть не специальные выступления советских групп, а посетить обычные концерты. Мы, разумеется, согласились - в результате увидели "Автограф", "Диалог", "Форум". Были гостями фирмы "Мелодия": послушали записи недавно прошедшего в Москве фестиваля "Рок-панорама-86", получили в подарок несколько пластинок. На телевидении познакомились с подготовленной для эфира программой концерта ваших музыкантов в фонд Чернобыля "Счет N 904", видеозаписью оперы Алексея Рыбникова "Юнона" и "Авось". И стали постепенно понимать всю ошибочность суждений пропаганды Запада о советской музыке.

Будем откровенны - не все группы одинаковы по мастерству, но в целом можно сказать, что ваша рок-музыка - интересное и своеобразное явление. Больше того, советским музыкантам близки творческие принципы сильных рок-музыкантов во всем мире - отражение в своем творчестве времени, его проблем, стремления, пускай максималистского, молодежи к правде и искренним человеческим взаимоотношениям. И чувство сопереживания чужой боли и чужой беде. В общем, обостренное чувство справедливости во всем.

Приятно, что музыканты в Советском Союзе умело, сочетают современные выразительные средства, присущие року везде, с национальными чертами, своеобразием вашей культуры. Мы имеем в виду и часто весьма явно ощутимые фольклорные интонации, и обращение к замечательной поэзии- как, скажем, у "Диалога".

- А что запомнилось вам больше всего?

- В Ленинграде нас познакомили с деятельностью местного рок-клуба. Мы были удивлены тем, как государственные организации помогают в развитии любительской рок-музыки, не преследуя никаких коммерческих целей и лишь, наоборот, вкладывая деньги в покупку аппаратуры и костюмов, оплату профессиональных записей для дальнейшей работы со средствами массовой информации. А сколько усилий требует организация концертов малоизвестных групп! Мы познакомились с музыкантами из групп "Выставка" и "Тамбурин" - они не производили впечатления "загнанных в угол, в подполье" людей. В Ленинграде нам рассказали, что некоторые недавние участники рок-клуба сегодня выступают на профессиональной сиене, что коллективы этого любительского объединения получили возможности для репетиций в лучших ленинградских залах. Признаться, мы не поверили и решили лично "проинспектировать". В результате смеялись над своей недоверчивостью. Еще одним аргументом наших ленинградских хозяев стали записи некоторых программ местного телевидения, где любительские рок- группы на равных выступали с маститыми профессионалами.

- А возможно ли такое в Голландии?

- Прежде всего надо сказать, что у нас звучит много рок- музыки. Особенно американской. Но малоизвестным группам пробиться очень сложно. Например, никто просто так не выделит малоизвестной группе помещение для репетиций. Никто не предоставит хорошие залы для концертов - за них нужно платить. Никто просто из побуждений поддержать новое дарование не даст возможность сделать профессиональные записи, кроме, пожалуй, нашей студии. Крупные фирмы грамзаписи ориентированы в своей политике на привычные имена, на звезд. Поэтому новичку, особенно если у него, кроме нового имени, есть и свежие музыкальные идеи, пробиться очень непросто. Тем более, если эти идеи не только чисто музыкальные, но и социальные. Кроме того, большую часть граммофонного бизнеса в Голландии контролируют филиалы англо-американских фирм, они же поставляют исполнителей и для телевидения, поэтому многие музыканты привержены стандарту и английскому языку. Наша организация стремится поддерживать тех, кто идет "против течения", но, будем самокритичны, это не всегда удается.

- Если быть самокритичным, то следует сказать, что и многие наши проблемы, связанные с поиском новых талантливых исполнителей, с записью и выступлениями ансамблей, заслуженно пользующихся успехом у молодежи, еще не решены. Понимаю, что вы увидели многое из того, что никак не ожидали увидеть. Но, поверьте, проблем у нас в этом деле пока немало.

Скажите, а есть ли у вас какие-нибудь планы, связанные с советской рок-музыкой?

- Небольшие, но есть. Благодаря полученным записям и пластинкам мы планируем подготовить несколько программ на радио, заинтересовать телевидение возможностью проведения музыкального телемоста. И, возможно, пригласить какую-нибудь советскую группу выступить в молодежном центре "Мелквег" в Амстердаме. И уже появилась мечта - вернуться в Советский Союз с голландской группой и дать концерт вместе с коллегами из Москвы.

Когда мы встречались в Москве с "Автографом", то его руководитель А. Ситковецкий рассказал нам о выступлении группы в Копенгагене. И мы сейчас думаем - побольше бы таких встреч, и тогда слухам, которыми нас пичкали до этой поездки, никто не поверит.

Смотрите также: