Примерное время чтения: 10 минут
152

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. Интервью дает "Автограф"

Во многих письмах читателей, и не только молодых, выражается неподдельный интерес к рок-музыке. Ее хвалят, ее ругают, ее не понимают и хотят понять. Поэтому мы продолжаем начатый разговор.

На некоторые интересующие наших читателей вопросы отвечает руководитель одной из ведущих советских рок-групп "Автограф" А. СИТКОВЕЦКИЙ, с которым встретился наш корреспондент Н. Солдатенков.

КОРР. Т. Бондарев из Ленинграда утверждает, что "рок- музыка - наступательная сила воинствующей капиталистической пропаганды". Каково ваше мнение как рок музыканта на этот счет?

СИТКОВЕЦКИЙ. Я не сторонник разделения рок музыки на западную и незападную. В ней, как везде и всегда, талантливые произведения соседствуют с бездарными, искусство с антиискусством, независимо ни от национальной принадлежности, ни от жанра вообще.

Кроме мелодии, немалую роль играют текст, манера исполнения, поведение музыканта на сцене и прочее. И если все это наполнено антигуманными, человеконенавистническими идеями, призывает к насилию - это отвратительно.

И еще. Рок-музыка сейчас находится, выражаясь языком газет, на переднем крае борьбы двух идеологий, и эта борьба в первую очередь за молодежь. Ведь в зависимости от того, каким вырастет молодое поколение - активным или пассивным, преданным или равнодушным, - такой и будет дальнейшая жизнь общества.

На интересе молодежи к рок-музыке давно спекулируют различные антисоветчики. Возьмем Севу Новгородцева из Би- би-си: послушаешь его - и обо всех группах расскажет, и словечки отпустит из молодежного жаргона, в общем - "свой в доску". На деле же - четкий отбор записей, не всегда модных, но всегда очерняющих СССР. Вот и получается, что "парень"- то этот далеко не свой.

Но, повторяю, виноват не жанр, а те, кто наполняет рок определенным содержанием. Если участники австралийской группы "Эй-Си/Ди-Си" еще в школе слыли отпетыми хулиганами и забияками, то, естественно, они "протащили" этот образ и на сцену. И если менеджер и музыканты группы "Кисе" сознательностью и принципиальностью во взглядах никогда не отличались, то они и позируют перед американскими фоторепортерами с нацистскими крестами в руках.

КОРР. А вот письмо М. Маца из Московской области: "Металлический рок" - музыка эсэсовцев, громил и насильников. Недаром в названии группы "Кисе" - две рунические буквы "СС", подобную эмблему носили эсэсовцы".

СИТКОВЕЦКИЙ. Я согласен с тем, что среди "металлических" групп встречаются и фашиствующие молодчики, но, поверьте, они есть и в коммерческом роке или в "новой волне". Верно, "металлический рок" - очень экспрессивная музыка. И, снабженная соответствующими текстами, она способна вызвать насилие своей громкостью и динамикой. Характерно и то, что ее часто используют в своих целях правые, неонацистские организации, используют как приманку для молодежи, проталкивая и пропагандируя на концертах и дисках свои идеи.

КОРР. В редакцию пришло немало писем от "металлистов", содержание которых сводится к следующему: "Металл" - это все!" Ваше отношение к этой музыке?

СИТКОВЕЦКИЙ. У меня есть четырехчасовой видеоролик с записями последних боевиков ведущих "металлических" групп - "Саксон", "Металлика", "Айрон Мейден", "Скорпионз", "Ван Хален" и других, но честное слово, послушаешь 15 минут - и хочется выключить магнитофон. На мой взгляд, "металл" - очень примитивная музыка, но этот примитивизм покрывается динамикой, экспрессией, сценическим "шармом" - черной кожей костюмов исполнителей, браслетами, заклепками. Но все-таки в ней есть какое-то зерно, раз она, что лукавить, привлекает молодежь. Хотя в музыкальном и текстовом отношении "металл" оставляет желать лучшего.

Я не противник этого жанра, если его содержание гуманно, я сторонник музыкального разнообразия и привык уважать вкусы других людей. Но все-таки я бы посоветовал "металлистам" послушать что-нибудь еще и сравнить. Нет, я не призываю сравнивать с Бахом или Шнитке, к классике и симфонической музыке многие из них придут сами. Но пусть послушают другие, даже западные рок-группы: "Дип Перпл", "Лед Зеппелин", "Форинер". Тогда, может быть, ребята поймут разницу между истинным талантом и спекуляцией на вкусах и интересах молодежи.

КОРР. Саша П. из Иркутска пишет: "Какая мне разница, о чем поют "Эй-Си/Ди-Си", - ведь я ни слова не понимаю. Мне нравится сочетание музыки и слов, больше мне ничего не надо".

СИТКОВЕЦКИЙ. Действительно, многие слушают их, не вникая в суть песен. К тому же разобрать тексты "со слуха" довольно сложно, даже зная язык. Мне кажется, задача журналистов и должна заключаться не в огульном, бездоказательном отрицании западного рока, а в тщательном анализе творчества разных групп с приведением переводов песен. Думаю, что тогда молодежь сама выберет, что и как слушать.

КОРР. Александр, радиостанция Би-би-си постоянно отмечает, что "увлечение советской молодежи рок музыкой - это своеобразный протест против мира взрослых"...

СИТКОВЕЦКИЙ. Это глупость - утверждать, что проблема взаимоотношений отцов и детей, да еще на примере разногласий по поводу рока, существует только в нашей стране. Эта проблема была всегда и во всех странах мира. Если говорить о роке, то в Великобритании и США рок-музыка в свое время наталкивалась на такое же непонимание у старшего поколения, как и у нас.

Лично у меня никогда не возникало разногласий с родителями по поводу моих музыкальных увлечений. Профессиональные музыканты, они с уважением относились к моим интересам, к моей музыке. Хотя я могу понять недовольство и старшего, и молодого поколения. У некоторых работников прессы, телевидения и радио почему-то сложилась привычка видеть во всем или только белое, или только черное, а середины для них якобы не существует. Слышали, что "металлический рок" - плохо, так не показывать ничего и не рассказывать. Прознали, что итальянская эстрада вроде бы ничего, спокойная, - значит, надо "крутить" только ее.

Но возьмем для примера человеческий организм: ему требуется разнообразная пища, если потреблять что-то одно и в больших количествах - мы заболеем. Так и у нас есть больные "итальянцами", есть больные "Модерн токинг", больные "металлом". Они отметают все остальное - и это неправильно.

КОРР. До сих пор разговор велся о зарубежных группах, а что же наша рок-музыка? Вот, например, Р. Палкин из г. Хмельницкого спрашивает: "Почему отечественный рок стоит на месте?"

СИТКОВЕЦКИЙ. Это неверно. Был период, скажем так, неблагоприятный для советской рок-музыки. Не обошлось без жертв. Распались группы "Аракс", "Круиз", "Интеграл" и многие другие. Появился "подпольный" рок, тиражирующий бездарность и безвкусицу. "Музыкальное подполье" критиковали, запрещали, а интерес к нему у молодых лишь возрастал. Таково, видимо, свойство человеческой психологии: раз запрещают - значит, в этом что-то есть.

Другая часть молодежи обратилась к западному року. Это и не мудрено, ведь диск, например, группы "Моторхед" достать намного легче, чем нашей "Машины времени". Для этого надо просто подъехать к спекулянтам на "толкучку", которые, увы, существуют во многих городах.

К счастью, сегодня положение меняется. На фирме "Мелодия" готовятся выпустить пластинки групп, только от названий которых несколько лет назад многих работников культуры хватил бы удар - "Аквариум", "Машина времени". Так что без хвастовства можно сказать, что, если дело и дальше так пойдет, наша отечественная рок-музыка сможет не только сравняться с западной, но и в некоторых случаях превзойти ее.

КОРР. Читатель на Воронежа В. Попов, например, пишет: "Почему отечественная рок музыке не выходит на мировую эстраду. Может быть, не с чем?" Александр, мы знаем, что "Автограф" недавно выступал в Дании на "Фестивале друзей" и в Австрии на празднике газеты австрийских коммунистов "Фольксштимме". Как принимала публика советскую рок группу?

СИТКСВЕЦКИЙ. Интерес к нам в обеих странах был большой - и газеты и телевидение уделили группе достаточно внимания. Но интерес этот во многом был "зоопарковый" то есть подавляющее большинство до сих пор считает, что раз рок музыка англо-американского, западного происхождения, то она не имеет ничего общего с Советским Союзом. Поэтому на первом концерте публика сначала вела себя очень настороженно. Первым, как известно, всегда трудно, а мы были первой рок-группой из СССР. В Копенгагене отыграли уже половину программы, а зал сидит тихо. И только когда мы объявили последнюю композицию, зал буквально взорвался аплодисментами. Нас четыре раза вызывали на "бис"!

То же самое было в Австрии. А после в газетах, кроме подробных описаний концертов, высказывались предположения, что в СССР, по-видимому, существует сильная и своеобразная рок-культура.

Парадоксально, но сейчас, когда в существование советской рок-музыки поверили на Западе, значительная часть нашей же молодежи остается к ней равнодушной. Поэтому необходима всеобъемлющая информация о рок-музыке, как отечественной, так и зарубежной. Этого не надо бояться, ведь только то, что она будет передаваться нашими средствами массовой информации, а не радиостанцией Би-би-си и журналами "Браво" или "Поп-корн", - это уже огромный плюс. Нам также необходим музыкальный рынок отечественной музыки, и только когда появится конкуренция в лучшем смысле этого слова, когда всем придется здорово потрудиться, тогда западный рок займет у нашей молодежи скромное место, которое ему и полагается занимать. Ведь отечественная рок-музыке ближе советской молодежи, чем западная, это видно уже сейчас.

КОРР. "Рок - это музыка, и не стоит превращать ее в политический митинг", - пишет Максим К. из г. Ленинска.

СИТКОВЕЦКИЙ. Согласен, что не всегда необходим политический митинг. Вероятно, кому-то безумно нравятся "итальянцы", но нужна же и "музыка для головы", нужен "Рок за мир", "Рок против фашизма". Западные музыкальные критики разглагольствуют о том, что якобы, раз "Автограф" выступает на профессиональной сцене, ездит за границу, поет антивоенные песни, значит, он "продался правительству". Все это ложь. Никто никому не продавался, но обстановка в мире такова, что музыканты не могли и не могут стоять в стороне. О проблемах войны и мира поют не только у нас, но и в США, Британии, в других странах.

На пресс-конференциях в Дании и Австрии нас часто спрашивали, о чем мы поем. И когда мы объясняли смысл наших песен: мир любовь, место человека на Земле, журналисты понятливо кивали головами. Эти темы близки всем, недаром, когда мы исполняли на английском языке песню "Нам нужен мир", зал на всех концертах тотчас же подхватывал и пел вместе с нами.

Когда у меня родился сын, многие вещи я стал воспринимать по-иному. Как отец и муж, я не хочу, чтобы моей жене и ребенку, другим людям грозила ядерная смерть, и поэтому я лею антивоенные песни. Пою вовсе не для того, чтобы пройти худсовет. В заключение хочу сказать, что уже пора прекратить спорить о том, нужен нам рок или нет, а если нужен, то наш или западный. Мы должны сделать рок-музыку союзником в работе с молодежью, развивать отечественную музыку, отбирать из зарубежной талантливые произведения.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно