НА ДОЛЮ КИТАЯ, в котором проживает свыше 1 млрд. человек, что составляет пятую часть населения всего земного шара, приходится только 7% пахотных земель мира, т. е, по 0,1 га на душу населения. Как же решается в КНР сложнейшая задача - обеспечение продовольствием огромного народа? Об этом рассказывает на своих страницах журнал "КИТАЙ".
После образования КНР в 1949 г. вопрос обеспечения страны продовольствием стал проблемой первостепенной важности. В связи с этим правительство приняло ряд мер для подъема зернового производства.
В земледелии развернулось крупномасштабное капитальное строительство, осуществлялась его техническая реконструкция. На северо-восточных и северо-западных окраинах страны усилиями нескольких миллионов демобилизованных воинов огромные целинные пустоши были превращены в житницу.
Однако после 1958 г. движение за повсеместное создание сельских народных коммун крайне затруднило возможность перехода от натурального хозяйства к товарному, что причинило большой ущерб сельскохозяйственному производству. Занятие домашним подсобным хозяйством рассматривалось как "стихийная капиталистическая тенденция". Считалось, что, для того чтобы покончить с "пережитками капитализма", люди должны категорически отказаться от любых мыслей и действий, направленных на достижение личной зажиточности. В результате в течение 20 лет "эпохи народных коммун" подавляющая часть их членов так и не пришла к зажиточной жизни. Сельская экономика развивалась очень медленно.
Перемены, произошедшие в деревне после 1979 г., означали прежде всего возрождение рыночного регулирования, расширение полномочий и прав нижестоящих органов, а также уменьшение роли централизованного управления. Проведение в жизнь системы подрядной ответственности крестьянского двора привнесло динамичность в сельскохозяйственное производство.
Система подрядной ответственности в Китае не имеет единой формы. Ее основные принципы состоят в следующем: отдельные крестьянские дворы или несколько дворов берут подряд на обработку определенного участка земли и ведут производство самостоятельно. Согласно подрядному контракту они сдают определенную часть собранного зерна, причем хлопок и растительное масло продают по установленным ценам. За перевыполнение задания они получают особое вознаграждение. Они имеют полное право распоряжаться излишками сельхозпродукции по своему усмотрению, в том числе могут продавать их на рынке.
ПРОИСХОДЯТ ПЕРЕМЕНЫ и в структуре сельской экономики. Сегодня в китайской деревне развивается многоотраслевое хозяйство, появились - специализированные крестьянские дворы, занимающиеся лесоводством, плодоводством, кустарным промыслом, перевозками, животноводством, аквакультурами. Работают не; большие заводы, фабрики ' я компании, предприятия общественного питания, торговые точки, созданные на средства крестьянских хозяйств.
Реформа значительно повысила производительность труда сельских тружеников. Например, число рабочих рук, занятых в сельском хозяйстве, до реформы составляло 72% рабочей силы всей страны, а в 1984 г. - 68%. За то же время сбор зерна увеличился более чем на 80 млн. т. Каждый сельский труженик в среднем дал на 9,1% продукции больше. Если в пятой, пятилетке (1976 - 1980 гг.) наибольший сбор зерна составил 332 млн. т, то в шестой пятилетке он вырос на 23% и достиг 400 млн. т.
В 1986 г. Китай приступил к выполнению седьмого пятилетнего плана, в соответствии с которым в 1990 г. сбор зерна составит 450 млн. т. На душу населения придется 400 кг зерна.
Для решения этой задачи необходимо прежде всего повысить урожайность. Сегодня сбор зерна в среднем составляет 36 ц с 1 га. Сбор риса с 1 га уже превысил средний мировой уровень, уступая лишь США, Японии и Южной Корее, а пшеницы - приближается к мировому уровню. Урожайность кукурузы и соевых бобов, однако, еще далеко отстает от мирового уровня.
НАКОНЕЦ, предстоит по-прежнему осуществлять меры по сдерживанию роста населения. Ведь его быстрый прирост всегда являлся серьезным препятствием на пути решения продовольственной проблемы в КНР. Благодаря предпринимаемым усилиям в последние годы коэффициент рождаемости заметно снизился - в 1984 г. на 13,2% по сравнению с 1971 г. Судя по этой тенденции, в годы седьмой пятилетки и далее, вплоть до конца нынешнего века, удастся сдерживать рост населения, как это намечено планом.
Смотрите также:
- Государственный план СССР на 1983 год: цель - благосостояние, путь - интенсификация →
- АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА КПСС. НЕЧЕРНОЗЕМЬЕ →
- Экономика: особенности 1987 года →