По-настоящему талантливых телепередач, живых, с выдумкой, приковывающих к себе внимание, пока мало: "12-й этаж", "Что? Где? Когда?", "Диалог", "Родительский день - суббота", "Проблемы - поиски - решения". 6 марта их число пополнилось: в эфир вышла новая информационно-музыкальная программа. На примере второго выпуска (от 4 апреля) этой передачи, получившей название "До и после полуночи", мы и попробуем разобраться, в чем же отличие этой программы от других, традиционных.
ВО-ПЕРВЫХ, ЭТА ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИОННО НАСЫЩЕНА.
Вот примеры сообщений, прозвучавших в этой передаче.
* В Амстердаме для привлечения туристов создали музей наркотинов. Рядом организовали несколько кафе, где после знакомства с экспонатами музея по сходной цене можно отведать широкий ассортимент этого зелья.
* Крупный западный бизнесмен, приехавший в Ашхабад, предложил миллион долларов за ковер, сотканный 16-летней туркменской девушкой.
* По мнению профессора Хирша из Вирджинского университета, образованным американцем можно считать того, кто знает имя президента автомобильной компании "Крайслер", представляет, что такое звездно-полосатый флаг, кто такие Р. Рейган, Грета Гарбо и ансамбль "Битлз".
ВО-ВТОРЫХ, ЭТО БЫЛО ИНТЕРЕСНО.
Такой была, например, встреча с народным артистом РСФСР Николаем Губенко.
ВЕДУЩИЙ. Вас избрали главным режиссером Театра на Таганке. Все мы привыкли, что главных режиссеров назначают. А вот труппа единогласно избрала вас. Как и почему это произошло?
ГУБЕНКО. В вопросах искусства голосование не всегда лучший путь к истине. Я думаю, что труппа театра руководствовалась боязнью прихода в коллектив какого-то постороннего человека, который переориентирует ее в чуждом ей направлении. В судьбе театра было достаточно болезненных моментов, чтобы люди этого боялись...
Интересен был и анализ В. Симоновым, политическим обозревателем Агентства печати "Новости", беседы советских журналистов с премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер.
СИМОНОВ. Как оценить это интервью? "Как оценить?! - взовьется зритель. - Да конечно же, как вашу неудачу, если не полный провал. Наши обозреватели выглядели как сельские шахматисты, играющие против Каспарова!" Другая часть телезрителей тоже считает свершившееся нашей неудачей, но по другой причине. Кое- кто из нас, говорят, был слишком агрессивен, перебивал своих коллег.
Всех нас - и журналистов-участников, и зрителей мучает неудовлетворенность. И я спрашиваю себя: а не в нас ли самих дело? Не в том ли, что мы сами не готовы к той задаче, какая предстала перед нами? Нам неуютно, когда нам предоставлено право самим ее решать. Нам непременно нужен ментор, этакий лектор- международник с портфелем и указкой, который бы объяснил нам, что есть добро, а что - зло.
К сожалению, этот ответ не может удовлетворить и наших читателей, приславших в "АиФ" свои отклики. Но таковы уж законы "прямого эфира": чего сказать не успел, уже не скажешь. А вот в печати В. Симонов приводит и тот довод, что журналисты просто не были готовы к такого рода отпору со стороны М. Тэтчер.
Интересно было и когда напрямую включили Ригу. Разговор пошел на крайне щекотливую тему - о брачных объявлениях.
"Чувствую себя очень одинокой, а так хочется быть счастливой и сделать счастливым и того, кто не побоялся бы взять на себя часть моих забот. Мне 28 лет, рост 176 см, образование высшее..."
"Мужчина, 36 лет, сыну 14 лет. Для создания семьи, где обязательны взаимность, верность и искренность, хочет познакомиться с привлекательной стройной женщиной, презирающей ложь, мещанство и алкоголь" - такие вот объявления публикуются в каждом номере приложения к рижской вечерней газете "Ригас балс" ("Голос Риги").
Искать спутника жизни через газету... По каким-то прежним меркам поступок немыслимый, особенно с точки зрения людей, заботящихся о строгой нравственности общества.
И вот на связи Рига, где в студии нас ждет журналист Ирина Винник. Гостья - заведующая отделом объявлений газетного издательства Ева Шупринская.
ШУПРИНСКАЯ. Эти объявления у нас публиковались сначала в рубрике "Разное", и только потом появилась постоянная рубрика "Знакомства".
ВИННИК. Одиночество так многолико, что нужно очень много рецептов, чтобы справиться с его проблемами. Недаром один из психологов назвал такое объявление "криком о помощи, выплеснутым на бумагу".
ВЕДУЩИЙ. Мы понимаем, что тема деликатная. Но все же, скольким людям вы помогли найти друг друга за эти годы?
ШУПРИНСКАЯ. На этот вопрос трудно ответить. За эти годы было опубликовано 10 тысяч объявлений. Некоторые люди нам звонили, и благодарили, и письма писали, но конкретного подсчета нет.
Мы привели эту длинную цитату, чтобы показать, что и телеэкран может быть информационно насыщенным.
В-ТРЕТЬИХ, ЧЕМ ОТЛИЧАЛАСЬ ПЕРЕДАЧА, - ЭТО ПОДЛИННЫМ ЭФФЕКТОМ ПРИСУТСТВИЯ.
Много копий сломано вокруг проблем прямого эфира. Когда-то, когда не было видеомагнитофонов и другой записывающей техники, он был только прямым. Затем, когда выявились возможности записывать передачи, этим стали злоупотреблять. Редактура, сокращая живую жизнь, превратила экран телевизора в отполированный до блеска иллюзорный мир, где царили плоские штампы, а фактология бытия, очищенная от жизненных, незапрограммированных поворотов, зигзагов и противоречий, теряла реальные черты жизни. Обычные люди говорили на экране языком дикторов, а дикторы - как политики.
А вот мы видим в кадре лица и чувствуем, что их волнует то же самое, что волнует и нас. И что они задают такие же вопросы, что задаем и мы, и получают ответы, которые не всегда предугадаешь.
Прямой эфир дает возможность и говорить прямо, без гладких отредактированных выражений. Он обнажает и будит мысль, он делает ее непредсказуемой, а потому и свободной. Без этого невозможна и гласность, демократизация, а значит, в конечном счете и перестройка. А ведь телевидению в ней место - наиважнейшее!
Конечно, в программе "До и после полуночи" были и недостатки. С одной стороны, в размеры экранного времени было втиснуто то, чего хватило бы на несколько передач. Какие-то из сюжетов, наоборот, можно было сделать короче, динамичнее.
В целом же хочется пожелать, чтобы этот опыт был взят на вооружение самим телевидением, особенно в таких программах, как "Время" и "Сегодня в мире".
Смотрите также:
- ГДЕ ВЫ ТЕПЕРЬ? А. Политковский: мне есть что здесь делать →
- Леонид Парфенов: Бивис и Батт-Хед - люди замечательные →
- Любите себя для пользы дела →