Во Франции стипендию получают 13 -15 процентов от общего числа студентов. Почему бунтуют студенты?

   
   

НАЧИНАЯ с осени прошлого года волнения учащейся молодежи, беспрецедентные по своему размаху и продолжительности, охватили Францию, затем Италию, Испанию. Поводом для выступлений стало недовольство молодежи положением в системе образования и государственной политикой в этой сфере: сокращением или замораживанием ассигнований на нужды учебных заведений и помощь учащимся, введением ограничений на прием в вузы, повышением платы за учебу и т. д.

Однако масштабы и накал борьбы не могут быть поняты, если не учитывать весь комплекс социальных проблем молодежи в Западной Европе, включая главную из них - проблему трудоустройства.

БАРЬЕРЫ И КАРЬЕРА

Среди крупных капиталистических стран Испания и Италия являются рекордсменами по уровню молодежной безработицы - соответственно 55 и 35%, ненамного уступает им по этому показателю Франция - 25,6%. В этих условиях подчас единственной альтернативой безработице становится для молодых людей продолжение образования, не говоря уже о том, что шансы найти работу у обладателей дипломов и аттестатов о высшем образовании значительно выше - уровень безработицы среди них в среднем в 2 - 3 раза ниже, чем среди юношей и девушек, окончивших неполную среднюю школу или получивших краткосрочную профессиональную подготовку.

В итоге в последнее десятилетие сложилась парадоксальная ситуация: одновременно с экономическим застоем и ростом безработицы резко вырос "социальный спрос" на образование и, соответственно, возросло число учащихся. Так, во Франции число студентов за последние 20 лет увеличилось втрое; в Италии их численность в начале 80-х годов перевалила за миллион, а доля поступающих в вузы выросла с 8,8% в 60 - 70-х годах до 26%. В Испании число студентов возросло с 1975 по 1985 г. с 519 до 791 тыс.

Но одновременно с расширением системы образования возникли новые социальные коллизии.

Первая из них - растущий разрыв между числом желающих учиться и "пропускной способностью" учебных заведений. Принцип "открытого доступа" в вузы для всех желающих, и ранее носивший скорее декларативный характер, теперь окончательно отброшен.

СТУДЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА

Об этом свидетельствует и рост платы за учебу, которая в Западной Европе имеет своеобразную форму - это регистрационный взнос при зачислении и последующие взносы за пользование библиотекой, плата за учебники, лабораторные работы, сдачу экзаменов и т. д. Эти взносы и поборы не покрывают всех затрат на обучение студентов, но для молодых людей из семей с низкими и средними доходами их постоянный рост представляет дополнительный барьер при поступлении в вузы.

В той же Франции за последние 4 года размеры вступительного взноса увеличились в 4 раза, а законопроект Деваке, против которого выступила прошлой осенью французская молодежь, предусматривал его повышение еще вдвое, с 450 до 900 франков. В Италии в 1985 г. первоначальный регистрационный взнос был повышен с 24 до 100 тыс. лир, плата за зачисление на очередной курс - со 105 до 300 тыс. лир, а в случае перехода в другой университет студент должен выплатить теперь 100 тыс. лир (ранее 24 тыс.). Таким образом, барьеры на пути к высшему образованию преодолеть все сложнее, что и обусловило участие в антиправительственных выступлениях не только студентов, но и старшеклассников.

В целом стоимость учебы, включая плату за обучение, жилье и прочие нужды, год от года растет. Так, в Испании в середине 80-х годов она в 4 - 5 раз выше, чем в начале 70-х годов. В ФРГ, по оценке студенческих организаций, полная стоимость получения образования, включая затраты на питание, одежду, жилье, плату за учебу, транспорт, в середине 80-х годов колебалась в диапазоне от 56 тыс. марок (агрономическое образование) до 73,5 тыс. марок (медицина).

Ради справедливости надо сказать о том, что финансовую помощь студентам оказывает государство, хотя помощь эта и не особенно велика - так, в начале 80-х годов доля расходов на нее, включая затраты на социальные пособия, медицинское обслуживание, общежитие, питание, транспорт, составляла по отношению к валовому национальному продукту во Франции - 0,2%, в Италии - 0,1%, в ФРГ, Швеции, Голландии - 0,3%. Соответственно, в госбюджетах стран доля этих расходов не превышала 1%. И тем не менее повсеместно в Западной Европе под предлогом нехватки средств ассигнования по этой статье или замораживаются, или сокращаются, что также послужило одной из причин студенческих волнений.

И еще об одном немаловажном обстоятельстве. Стипендия, которая для наших студентов представляет один из важнейших источников дохода, в большинстве западноевропейских стран выдается только студентам из малообеспеченных семей, причем минимум семейного дохода, при котором студент получает право на стипендию, устанавливается на таком низком уровне, что большинство студентов на нее претендовать не может. Кроме того, во Франции и Италии стипендия выдается в зависимости от успеваемости (во Франции ее получают 13 - 15% от общего числа студентов).

Размеры стипендий, как правило, невелики, - например, во Франции стипендия покрывает примерно четверть расходов студента; кроме того, они пересматриваются крайне редко, и потому реальная их величина в связи с инфляцией значительно ниже номинальной.

Именно поэтому студенты прерывают учебу, чтобы подзаработать на ее продолжение. В Италии к категории таких "вечных студентов" относятся 29% их общего числа; в Испании доля прервавших или прекративших учебу студентов составляет 30%.

ДЕВАЛЬВАЦИЯ ДИПЛОМОВ

Отсутствие работы по специальности вынуждает молодых специалистов соглашаться на работу, не требующую высокой квалификации. Этот процесс, распространившийся в последние годы довольно широко, привел к "девальвации дипломов" на рынке труда. Разумеется, он не затронул выпускников наиболее престижных университетов и факультетов. Кстати, одной из причин недовольства студенчества во Франции была намеченная в рамках реформы высшего образования замена национального диплома дипломами отдельных вузов, что привело бы к законодательному закреплению привилегированности некоторых из них.

Нельзя забывать и о том, что "девальвация дипломов" специалистов с высшим образованием ведет к снижению конкурентоспособности на рынке труда молодежи с более низким уровнем подготовки. Они в свою очередь вынуждены соглашаться на работу более низкой квалификации, и таким образом процесс "девальвации дипломов" приобретает характер цепной реакции.

Б. ДУБСОН, кандидат экономических наук

Смотрите также: