На сторону народной власти перешли свыше 20 тыс. мятежников. Афганистан: трудный путь к миру

   
   

Предлагаем ответы Генерального секретаря ЦК НДПА НАДЖИБА на ряд вопросов, поставленных членами НДПА в ходе партийных собраний первичных парторганизаций в марте - апреле 1987 г.

"Является ли политика национального примирения стратегией или тактикой НДПА?"

Национальное примирение - это наша стратегическая цель. Пока мы далеки от ее достижения, но мы поставили такую задачу, определили генеральную линию движения.

Однако достижение такой высокой цели требует применения самых разнообразных, дополняющих и сменяющих друг друга форм, методов и способов работы. Прекращение огня, создание на всех уровнях чрезвычайных комиссий во главе с высшей, ведение переговоров с противостоящей стороной, коалиционное сотрудничество в рамках этих комиссий, прием и устройство беженцев, справедливое распределение безвозмездной помощи, восстановление и ремонт разрушенных войной мечетей, дорог, мостов, больниц, школ - все это тактические формы этой работы.

В состав комиссий по примирению на местах входят 4 тыс. представителей оппозиции

"Не является ли национальное примирение признаком слабости партии и власти?"

Мне уже не раз приходилось отвечать на этот вопрос ранее по телевидению, радио и в печати. Поэтому сегодня отвечу кратко: нет, не является. Слабые отдают власть, снимают с себя ответственность за судьбы народа и отечества, бегут куда-нибудь за границу и там начинают якобы "бороться за освобождение родины". Мы никому не хотим угрожать, но просто напоминаем: никогда ранее ни одно афганское правительство не располагало более многочисленными и лучше оснащенными вооруженными силами, чем наше. И никто не располагал такими верными, могущественными и бескорыстно помогающими друзьями, как мы. Поэтому проблема не в слабости или мощи, а в соблюдении закономерностей нынешнего этапа национально-демократической революции.

Мы могли бы наращивать удары по противнику и продолжать войну до полной победы. Но ведь речь идет о войне в Афганистане, а не где-то за ее пределами. Продолжение войны - это гибель и страдания миллионов людей, прежде всего молодежи - нашего будущего. Это не может быть целью нашей революции, партии и власти.

Вот почему мы сформулировали концепцию национального примирения и неустанно претворяем ее в жизнь. Отвечу в этой связи и на вопрос, кто был инициатором этой политики. Инициатором были ЦК НДПА, его Политбюро и Секретариат, а не один человек. В партии повсеместно зрело и укреплялось понимание того, что вооруженная борьба - это не путь к политическому урегулированию в Афганистане и вокруг него. Об этом уже не раз было сказано в партийных документах.

Остановлюсь теперь на большой группе вопросов, касающихся политических проблем национального примирения, в частности национального правительства.

Интерес к этим проблемам понятен. Не на все связанные с ними вопросы сегодня есть готовый ответ. Есть другое - уверенность в том, что избранный нами курс - единственно верный.

Хочу подчеркнуть следующее: коалиционное, а можно сказать проще, совместное управление уже реально существует, укрепляется и расширяется на уровне кишлак - волость - уезд, постепенно поднимается на уровень провинций и безусловно выйдет на центральный уровень. Я уже говорил, что в состав чрезвычайных местных комиссий по примирению вошло более 4 тыс. представителей с той стороны. В этом - особенность положения в сфере коалиционного правления, которое у нас в Афганистане развивается снизу вверх. Конечно, легче и быстрее было бы начать сверху, из центра идти на нижестоящие уровни. Но тут не наша вина.

Непримиримая, фанатичная часть противостоящей стороны отказывается от переговоров о коалиционном правительстве, о той самой коалиции "сверху вниз", мы же оставляем дверь открытой для переговоров. Мы прошли последовательно и с честью часть пути к коалиции на центральном уровне. Но мы не намерены ждать у открытой двери. Мы сделаем все, чтобы расширять, укреплять и поднимать на более высокие уровни местные коалиционные рабочие органы.

"Какие посты получит противостоящая сторона? С какими конкретно лицами вы намерены делить власть? Сколько и каких постов вы оставите себе?"

Мы открыли двери всем для достижения согласия и сегодня вновь в очередной раз заявляем о том, что готовы обсудить с представителями оппозиционных групп конкретные предложения в отношении состава коалиционного правительства. Эти встречи можно было бы провести в Кабуле или в какой-либо нейтральной стране.

Могу подчеркнуть, что в нынешнем правительстве работают четыре министра прежних режимов и 35 беспартийных. Несколько человек из числа бывших руководителей вооруженных оппозиционных групп входят в руководство провинций, уездов, волостей. Это реальный пример политики национального примирения.

Значительная группа вопросов касается многопартийности. Скажу прямо: ЦК НДПА и государственная власть имеют четкую и ясную позицию в этом вопросе. Мы исходим из того, что в процессе примирения участвуют революционный режим, политические формирования и организации противостоящей стороны, различные религиозные организации, представители промышленности и торговли, интеллигенция. То есть в процессе примирения мы имеем дело не с отдельными личностями, а с национальными силами.

Лишить их права выражать в рамках общего и единого отечества свои специфические интересы через собственные общественно-политические организации или партии - значит просто подорвать национальное примирение, ибо оно подразумевает не сдачу в плен противостоящей стороны, не одностороннюю капитуляцию, а именно честное и долгосрочное сосуществование через сотрудничество и доверие.

Какое же может быть сотрудничество и доверие, если мы свои организации сохраним, а их лишим права выражать свои специфические интересы через собственные организации и партии? Не надо этого бояться. Это будут партии, объединенные единой и общей платформой национального примирения. В этом суть дела.

"Какова роль и место НДПА в ходе процесса национального примирения?"

Нам нечего бояться. Ряды нашей партии неуклонно растут. Партия крепнет, обретает новый опыт и черпает новые силы. Другой политической организации, равной ей по силам в общенациональном масштабе, в Афганистане нет. Но пусть и другие партии свободно действуют на политической арене, с тем чтобы НДПА продолжала играть свою мобилизующую и объединяющую роль и закрепила себя как ведущая сила общества. Партия уверена, что она будет и впредь вести конструктивный диалог с другими общественно-политическими силами. Практическая работа по национальному примирению - лучшая школа для этого.

"Как можно примириться с помещиками, депутатами и сенаторами королевских времен? Как примириться с теми, кто убивал людей?"

Во-первых, речь идет о примирении не со всеми помещиками, депутатами и сенаторами прежних времен, а лишь с теми из них, которые признают новую реальность и вернутся на родину не для того, чтобы восстанавливать старые порядки, а для того, чтобы трудиться на благо национального примирения, на благо народа и отечества, с теми, кто раскаялся в содеянных преступлениях и хочет своей любовью к родине доказать преданность.

Мы будем говорить с ними с позиции дружбы. Ответят добром - пусть работают и живут. Захотят "показать зубы" - им несдобровать.

"Если антиреволюционные группы вернутся домой, то будут ли их члены прощены родственниками и близкими тех, кого они убили, или нет?"

Мы понимаем чувства родственников, но просим их, руководствуясь священной религией ислама, простить отдельных бывших врагов, чтобы не увеличивать горя народа и своего собственного и не умножать жертвы среди наших соотечественников. В ходе примирения никто не имеет права забывать интересы народа, исходя из личных интересов.

"Подвергались ли наказанию те члены партии, кто выступает против национального примирения?"

Партия вела и ведет разъяснительную работу по всем вопросам национального примирения. Что же касается врагов примирения, то к ним отношение у партии и власти такое же, как и к лютым врагам революции.

"Почему ведется большая агитационно-пропагандистская работа по возвращению на родину беженцев из-за рубежа, но в то же время многие члены партии, должностные лица покинули свои родные кишлаки и уезды и осели в Кабуле и других городах?"

Партия привлекала и будет привлекать к ответственности всех тех своих членов, которые покинули свои посты самовольно. Устав партии дает такое право и местным организациям. Дезертирам не место в партии. И если местные партийные организации это терпят, это не делает им чести.

"Что мы будем делать, если через шесть месяцев прекращения огня наши политические противники не проявят готовности к миру, а империалисты станут оказывать им еще большую помощь?"

Мы ценим дружбу и приглашаем наших оппонентов к тому же. Ну а если кто-то не хочет этого понять, с ним разговор будет короткий. Будем защищать нашу страну, нашу революцию. Отсюда следует, что сейчас мы должны еще больше укреплять наши вооруженные силы, повышать их боеготовность. И, конечно, расширять и укреплять связи вооруженных сил с народными массами.

Продолжение следует.

Смотрите также: