В ГДР "частники" предоставляют населению 70% всего объема услуг, в Венгрии - 60%. Индивидуальный труд в странах социализма

   
   

Принятие Закона об индивидуальной трудовой деятельности в нашей стране вызывает повышенный интерес к опыту, накопленному в этой области братскими социалистическими странами. С просьбой рассказать об основных особенностях использования в народном хозяйстве других социалистических стран индивидуального труда редакция обратилась к заведующему отделом Института экономики мировой социалистической системы доктору экономических наук Г. И. ШМЕЛЕВУ.

ДОЛЯ занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью в социалистических странах в целом невелика: она колеблется от 0,2 - 4,5% всех занятых в народном хозяйстве в НРБ. ВНР. СРР и ЧССР, до 17- 21% в Польше и на Кубе (главным образом за счет некооперированного крестьянства). Правда, здесь речь идет только о тех, для кого индивидуальная деятельность является единственным или основным занятием. А ведь для многих людей, работающих в общественном секторе, это лишь источник дополнительных доходов. Наконец, нельзя не брать в расчет и так называемое подпольное предпринимательство, принявшее в ряде стран значительные размеры.

Несмотря на относительно небольшое число занятых в нем, индивидуальный сектор играет важную роль в решении многих экономических и особенно социальных задач, стоящих перед социалистическими странами, прежде всего в таких областях, как сфера обслуживания, розничная торговля, общепит и другие. Например, в ГДР "частные" ремесленники и кооперативы предоставляют населению около 70% всего объема услуг, в Венгрии - 60%. В ГДР у "частников" наиболее популярны такие занятия, как ремонт мебели и автосервис, на который приходится 70% всех услуг по обслуживанию автомобилей.

В ряде стран индивидуальный сектор занимает важные позиции в сельском хозяйстве. Например, в Польше некооперированные крестьяне производят 78% всей валовой продукции отрасли, во Вьетнаме - 35%, в Румынии - 18%.

Наконец, важная сфера деятельности индивидуального сектора - розничная торговля и общепит. В ГДР насчитывается свыше 10 тыс. мелких частных кафе и столовых, т. е. более трети всех предприятий общественного питания в стране.

ЗАЧЕМ НУЖЕН "ЧАСТНИК"?

В последние годы, в социалистических странах предпринимаются различные меры, направленные на поддержку индивидуальной трудовой деятельности. Это обусловлено прежде всего недостаточным развитием государственных форм обслуживания населения, нерентабельностью мелких государственных предприятий, отсутствием в их работе необходимой гибкости.

В этих условиях развитие индивидуальной деятельности позволяет решить ряд важных задач: вовлечь в производство дополнительные трудовые и финансовые ресурсы, наладить выпуск товаров и оказание услуг, экономически невыгодных для государства, расширить их ассортимент и повысить качество. Нельзя забывать и о таких социальных аспектах, как борьба с подпольным предпринимательством и повышение уровня благосостояния людей.

ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА

Как показывает практика, для развития индивидуальной трудовой деятельности одной отмены запретов зачастую бывает недостаточно. Наряду с расширением круга занятий, облегчением условий получения разрешений и лицензий, необходимы специальные меры по ее экономическому стимулированию. Так, в ЧССР в 1983 г. на 20 - 40% был повышен уровень так называемых максимальных цен примерно на четверть всех основных видов предоставляемых "частниками" бытовых услуг. Это верхняя граница, а реальный уровень расценок устанавливают местные органы власти, исходя из фактической себестоимости работ. Одновременно были введены или увеличены доплаты за срочность, оказание услуг на дому в послерабочее время и выходные дни.

Была изменена и система налогообложения лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Если раньше прогрессивный налог начинал взиматься с дохода в 20 тыс. крон в год, то теперь - 50 тыс. При доходе, соответствующем уровню средней зарплаты, налог с "частника" не превышает размера подоходного налога с работающих в государственном секторе. Если же доход составляет не более 6 тыс. крон в год, налог не взимается вообще. И еще одна важная деталь: от налогов освобождаются пенсионеры, студенты и все, кто занимается индивидуальной трудовой деятельностью помимо основной работы.

Развитие индивидуального сектора в ЧССР стимулируют также путем распространения на "частников" различных социальных льгот. Например, с 1983 г. были полностью уравнены права на пенсионное обеспечение индивидуально работающих мастеров и работников тех же профессий государственных предприятий. Кустари обеспечиваются пособием по временной нетрудоспособности на тех же основаниях, что и работники госучреждений, они и их семьи имеют право на пенсию по инвалидности, пенсию при потере кормильца, право на получение путевок в дома отдыха и санатории.

В ряде социалистических стран созданы условия для деятельности крестьян - единоличников. Так. статья 131 Гражданского кодекса ПНР гарантирует защиту единоличных хозяйств и признает их прочным элементом общественно-экономического строя Польши. Этим юридически закрепляется равноправное существование государственных, кооперативных и единоличных хозяйств.

На крестьян - единоличников постепенно распространяются многие из льгот, предоставляемых работникам общественного сектора сельского хозяйства. Стимулируется специализация и установление более тесных связей единоличных хозяйств с госхозами и кооперативами. Расширяется социальная помощь занятым индивидуальным трудом. Уже к 1983 г. были повышены пенсионные пособия для 780 тыс. крестьян - единоличников.

НЕ ЗАБЫВАЯ О СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Поощряя и развивая индивидуальную трудовую деятельность, социалистические государства в то же время осуществляют целый комплекс мер, направленных на обеспечение социальной справедливости, препятствующих обогащению отдельных лиц, работающих в индивидуальном секторе. Ужесточается борьба против подпольного предпринимательства, стремления некоторых утаивать часть доходов, использовать незаконные каналы приобретения товаров, сырья и т. д.

Этим целям, в частности, служит система прогрессивного налогообложения. Например, в ГДР лица, получившие годовой доход свыше 60 тыс. марок, должны уплатить государству более половины всей суммы прибыли. В Польше и Чехословакии прогрессивный налог на ремесленников может достигать при высоком уровне доходов 80%.

Очень важно, что помимо государственных учреждений контроль за деятельностью мелких предпринимателей осуществляют их собственные организации. В Польше, например, ассоциации частной торговли и услуг имеют товарищеские суды, рассматривающие жалобы клиентов. Причем в крайних случаях практикуется такая мера, как лишение виновного лицензии на ведение индивидуальной деятельности. Эта форма контроля и санкций действует достаточно строго. Так, в 1985 г. из 765 рассмотренных жалоб в 617 случаях виновные были так или иначе наказаны, лишь в 67 случаях обнаружилась неправота клиента (остальные дела закончились "полюбовно").

Если говорить о принципиальной позиции партий и правительств социалистических стран по вопросу об индивидуальной трудовой деятельности, то в ее определении они исходят прежде всего из того, что в основе этой деятельности лежит личный общественно полезный труд, что не противоречит сути и морально-этическим нормам социализма. Оживление индивидуальной трудовой деятельности и ее стимулирование государством отнюдь не меняет соотношения между общественной и индивидуальной собственностью на средства производства и не является неким отступлением от принципов социализма.

Смотрите также: