ВЗГЛЯД (05.06.1987)

   
   

* Отечественная промышленность выпускает наручные электронно-механические часы "Луч", "Янтарь", "Слава", "Ракета", которые по своим параметрам находятся на уровне лучших мировых образцов, аттестованы по высшей категории качества, говорит на страницах журнала "Плановое хозяйство" зав. сектором Института экономики АН СССР Е. Сапилов.

Однако потребность владельцев этих часов в безукоризненном измерении времени не удовлетворяется не по причине их плохого хода, а из-за трудностей замены батареек. Нет батареек - часы перестают быть часами, "исчезает" их качество.

Или, скажем, АвтоВАЗ производит автомобили, широко известные у нас и в ряде других стран. Пять моделей марки "Жигули" удостоены государственного Знака качества. Владельцы автомобилей не имеют претензий к их техническим характеристикам, но они недовольны обслуживанием, ремонтом, снабжением запасными частями, т. е. тем, что обеспечивает действительно высокий уровень удовлетворения потребности в личном транспорте.

Возникает вопрос: правомерно ли относить продукцию к высшей категории качества, если даже при достаточно высоких технических параметрах она тем не менее в полной мере еще не удовлетворяет потребность?

К высшей категории качества должна относиться продукция, которая не только по своему техническому уровню, но и уровню удовлетворения потребности, эффективности превосходит лучшие отечественные и зарубежные достижения или соответствует им, обеспечена сервисным обслуживанием и ремонтом и конкурентоспособна на внешнем рынке.

* На вопрос корреспондента "Недели" о сумме, которой определяется неудовлетворенный покупательский спрос, доктор экономических наук, профессор, директор Всесоюзного НИИ конъюнктуры и спроса Минторга СССР В. Орлов ответил:

Это примерно двадцать миллиардов рублей. Около половины суммы приходится на товары культурно-бытового назначения - радиоэлектронику, хозяйственные товары, строительные материалы, садовые домики. Есть дефицит на многие виды молодежных товаров, скажем на черные спортивные куртки и такого же цвета рубашки из хлопчатобумажной ткани - они сегодня в моде... Кстати, похоже, скоро у нас будут залеживаться хлопчатобумажные ткани - почему бы в таком случае не переключить какую- то их часть на модные куртки? Вот этого-то ассортиментного маневрирования нашей промышленности недостает. И все это - задачи маркетинга, который обязан определить, какой конкретный товар, с какими потребительскими свойствами, кому и по какой цене предлагать.

Но я не хотел бы, чтобы сложилось представление о маркетинге как о некоей панацее. Он может заработать лишь с вводом в силу Закона о госпредприятии, лишь после того, как будет осуществлена кардинальная перестройка в области материально-технического снабжения, пересмотрены принципы ценообразования и т. д.

И нам, организаторам торговли, тоже надо скорее делать дело. Ввести в стране единую систему изучения спроса покупателей. Узнать, наконец, их мнение о товаре.

Смотрите также: