На этот вопрос отвечает председатель Научного совета АН СССР по проблемам хозрасчета П. БУНИЧ:
ПОЛОЖЕНИЕ С ОВОЩАМИ и фруктами, как в капле воды, отражает ситуацию в нашем сельском, да и вообще в народном хозяйстве. Кто ищет "овощную" заразу и столь же локальное лекарство, тот в лучшем случае достигнет мелкого эффекта, в принципе, оставив все по-старому.
Чтобы ответить на вечный вопрос "Что делать?", надо сначала выявить узкие места плодоовощного конвейера. Нехватка транспорта, топлива, тары, шоферов, просто рабочих рук, которых в растениеводстве требуется особенно много. Собранные и привезенные овощи и фрукты по каким-то таинственным причинам застревают перед пустыми оптовыми и розничными предприятиями. Но главная проблема в том, что пока мы говорим и спорим, продукция гниет.
Корень всех недостатков обычно ищут в закупочных ценах. Ныне овощи и фрукты продаются в основном по твердым госценам (с дотацией поставщикам), а также по договорным. Будучи правильно распределенными по всем стадиям цикла "поле - прилавок", они (с учетом фактического роста) более или менее достаточны для стимулирования заинтересованных лиц. А дела ухудшаются. Значит, причина не в ценах.
В чем же? Компенсация разницы между низкими государственными розничными ценами и высокими договорными возложена на местные бюджеты. Они, как известно, дефицитны. Чтобы выйти из прорыва, имеется три пути. Первый - повысить розничные цены, чего по продуктам первой необходимости делать нельзя. Второй - уменьшить договорные цены. Тогда забастуют производители. Третий путь - сократить закупки. Это и делается. Магазины пустуют, их планы "горят", спекулянты срывают громадный куш.
Выход я вижу в повышении тарифов за сельхозработы, которые сложились давным-давно. Работать по ним никто не хочет. Право увеличения тарифов в рамках фонда зарплаты есть. До последних дней его реализация сдерживалась налогом на прирост фонда зарплаты, вследствие которого деньги, полученные от цен с дотациями, не могли воплотиться в заработки. Парадокс - было из чего платить, а платить нельзя. Сейчас в РСФСР отменен этот беспорядок применительно к сельскому хозяйству. Остается поправить тарифы. Тогда для уборки овощей и фруктов найдутся и селяне, и горожане.
По-моему мнению, кроме того, для спасения урожая надо:
* Предоставить возможность всем частным лицам скупать, перевозить и продавать продукцию, не облагая полученные доходы налогами.
* Разрешить частникам и предприятиям продавать товары "с колес", минуя базы, магазины.
* Оповещать население о районах продажи продукции непосредственно на полях, в садах.
* Освободить торговые предприятия от налога на прирост фонда зарплаты.
* По упрощенной схеме и на льготных условиях передать в аренду с правом выкупа продовольственные торговые точки.
Как президент Союза арендаторов и предпринимателей СССР обещаю участие своего Союза в этой работе. В частности:
* Выделить удобрения, средства защиты растений, пленку, тару, спецтехнику и т. д., что позволит хозяйствам увеличить урожай и доходы в последующие годы.
* Отоварить в течение месяца до 25% заработков от продажи продукции дефицитным ширпотребом.
***
А как решается проблема торговли овощами в Москве? Вот что думает по этому поводу первый заместитель председателя Моссовета С. СТАНКЕВИЧ:
Москва гигантский урбанистический монстр, совершенно не жизнеспособный. Жизнь в нем до недавнего времени поддерживалась почти исключительно за счет распоряжении и звонков сверху. Но как только Москва попала в положение, когда надо платить по векселям и кормить себя самой, она проявила всю свою несостоятельность. По этому рассчитывать, что в ближайшее время нам удастся изменить сложившееся положение к лучшему, не приходится.
Можно ли отдать, как предполагает "АиФ", те же овощные магазины в Москве в частные руки? Мы стоим за разгосударствление собственности Моссовета. Но мы против поспешных, непродуманных шагов. Учтите Москва очень чувствительный город, ведь каждый четвертый москвич - пенсионер. Передача тех же овощных магазинов частикам неизбежно вызовет рост цен. Поэтому пока мы прибегаем к традиционным методам - заставляем выращивать, заставляем вывозить, заставляем хранить, заставляем продавать. Словом, всюду заставляем. Создали оперативную овощную депутатскую комиссию, выезжающую по звонкам и выясняющую, почему в том или ином магазине нет овощей. Но, конечно, передача магазинов в акционерную собственность или в аренду неизбежна, и это дело недалекого будущего.