Примерное время чтения: 6 минут
125

ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Кооператив и цены

Принято постановление "О мерах по устранению недостатков в сложившейся практике ценообразования". Особый раздел в нем посвящен ценообразованию на продукцию кооперативов. Это не случайно. Ведь кооперативные цены галопируют на нездоровой основе, обирают нас как потребителей и усугубляют и без того избыточное социальное напряжение.

Но вместе с тем озадачивает факт административного регулирования этих цен: если мы переходим к нормальной экономике, то зачем же диктат?

Л. Епишин, Липецк.

Поскольку подобных писем было немало, мы решили дать на них ответ. Комментирует это постановление член- корреспондент АН СССР П. БУНИЧ.

ДА, МНОГИЕ кооперативные цены обеспечивают неоднократное превышение доходов над нормальными заработками и развитием производства. Сами кооперативы строптивы. Без укрощения их аппетитов не обойтись. Поскольку экономические меры регулирования сверхдоходов, к сожалению, надолго запоздали (кооперативы не вносят налог с оборота, плату за трудовые ресурсы, у них ничтожный налог на прибыль, несопоставимый - на высокие индивидуальные заработки), постольку нужны административные регуляторы. Достаточно сказать, что отчисления от чистой продукции кооперации в бюджет составляют 3% против 43% у госпредприятий.

Новое постановление как раз и стремится обуздать гонку кооперативных цен. Если кооператоры перепродают товары, купленные в розничной госторговле, без всякой обработки, то, разумеется, взвинчивать на них цены недопустимо. И введение предельных наценок, в принципе предусмотренных еще Законом о кооперации, вполне оправданно. Если кооператоры станут покупать госсырье без повышающих коэффициентов, а свои изделия продавать по ценам рыночного спроса, то это также приведет к нетрудовым доходам.

Хотелось бы полностью поддержать возложение на государственные органы - госинспекции по качеству товаров и торговле, санитарно-эпидемиологическую службу - контроля за качеством продукции и санитарно-гигиеническим состоянием кооперативов общественного питания, а также вырабатывающих продовольственные товары. Одновременно в целях демократизации хозяйственных взаимоотношений проект Закона о качестве продукции и защите прав потребителя предоставляет предприятиям право обжалования решений, принятых органами госконтроля качества продукции, в Госарбитраж. Особенно важно то, что кооперативные цены намечено снижать на основе развития кооперации, госсектора, равноправной состязательности между ними.

Но есть ряд вопросов, решение которых не представляется убедительным. Налицо скорее иллюзии, растерянность, возврат к устаревшим методам управления, непоследовательность. Назову некоторые из них.

Первый вопрос: кооперативы, заключающие договоры с госпредприятиями, переводятся на госснабжение продукцией недефицитного ассортимента, продаваемой им без повышающих коэффициентов при условии реализации товаров также по госценам.

Вместе с тем сказано, что дефицитные товары им продаваться не будут, списки таковых устанавливаются исполкомами местных Советов. Этих товаров уйма, если не все.

Значит, кооператорам, как и раньше, придется остаться на самоснабжении: приобретать дефицит на колхозном рынке, производить самим, "дорабатывать" госнеликвиды, отыскивать товары на аукционах или в магазинах оптовой торговли, незаконно перекупать сырье у госпредприятий... В итоге они увеличат затраты, но перекроют их повышенными ценами, и все вернется на "круги своя". Цены сохранятся сверхвысокими, госконтролю неподвластными, и выстрел окажется холостым. В этом, по-моему, главная слабость, неэффективность "нового" регулирования кооперативных цен. Их снижение без перехода к оптовой торговле средствами производства вряд ли достижимо, а о нем - ни слова.

Второй вопрос: кооперативное общественное питание переводится на наценки, применяемые к госресторанам. Наценки устанавливаются к затратам. А затраты в кооперативах больше, чем в госресторанах. Мясо, сметану и т. п. они приобретают (по крайней мере, так считается) по ценам колхозного рынка. Проконтролировать уровень этих цен невозможно, поэтому кооперативам никто не помешает завышать себестоимость, и предельные госнаценки сдержат их цены не более, чем слона паутина.

Продукция кооперативных ресторанов подешевеет лишь тогда, когда их станет снабжать та же госторговля и появится избыток точек общественного питания с его неизбежным полезным спутником - конкуренцией.

Третий вопрос: в постановлении предлагается ввести ответственность руководителей госпредприятий за правильность определения затрат по оплате труда в сметах на работу и услуги кооперативов, а банкам СССР - обеспечить контроль. Считаю, что если и надо проверять сметы, то все их статьи, а не одну оплату труда. Но главное - надо создать в госсекторе хозрасчет, при котором он сам не захочет никому лишнее переплачивать.

К безнормативному, свободному хозрасчету приближается ряд предприятий, прежде всего арендных. Но это дело изо всех сил повсеместно тормозится; как дождь, сыплются приказы с отказами. Коль скоро хозрасчетный контроль не возникает, то и административный будет работать вполсилы, с перебоями. Он повлечет за собой лишь то, что руководители госпредприятий будут бояться тратить фонды развития на оплату кооперативов, заморозит их или приведет к разбазариванию госпартнерами. От этого потеряют все - и госпредприятия, и кооперативы. Жизнь показывает, что правила управления, не отвечающие элементарным требованиям грамотной теории хозяйствования и изложенные неконкретно, нарушались и нарушаются практически всегда. К слову, по контролю мы давно занимаем первое место в мире. К нему добавили госприемку, на которой занято несколько десятков тысяч человек.

По проекту Закона о качестве продукции и защите прав потребителя госприемка решением правительства СССР вводится только на предприятиях, не обеспечивающих стабильного качества важнейшей народнохозяйственной продукции. Теперь задумана единая общегосударственная система контроля над ценами. Новые контрольные функции обретают банки, финорганы... Не старые ли способы хозяйствования ведут к тому, что контрольный аппарат разбухает до огромных размеров, отрывает людей от производства, душит инициативу, расходует средства?!

Вопрос четвертый и последний: все намеченные меры исходят из того, что чем ниже цены кооперативов, тем лучше. Так, да не всегда так. Рискну высказать непопулярную точку зрения, но на ряд видов кооперативной деятельности "избыточность" цен является минимальным стимулом расширенного воспроизводства. Если ее снять - кооператоры задохнутся, а потребители останутся без товаров. Поэтому механический курс на подавление любого роста кооперативных цен - это курс на застой. Этот же вопрос возникает и в отношении "усекновения" части цен госсектора. Выигрыш от данной акции чреват парализацией интереса к росту и обновлению товаров, цены на которые "при незначительных изменениях" будут подавляться (само это понятие неопределенно и дает основания для полного волюнтаризма).

Словом, читатель прав: чем меньше приказывают коллективам - тем больше они отвечают за себя сами - тем лучше работают - тем ниже цены.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно