Уже почти месяц прошел, как живем мы при новых ценах, но не только мы, рядовые обыватели, - далеко не все крупные торгово-промышленные начальники способны уловить разницу между разными видами цен. Чтобы хоть как-то прояснить этот вопрос, наш корреспондент обратился к начальнику отдела цен Министерства торговли СССР О. ВОГДАШИВУ.
- Олег Петрович, а почему нельзя было сразу все цены взять и отпустить, раз мы официально уже переходим к рынку?
- Переход к рыночной экономике потребовал проведения мероприятий по социальной защите населения, а это, в свою очередь, потребовало введения фиксированных цен на продовольственные товары первой необходимости.
- Называются - "фиксированные цены", но в соседних магазинах можно встретить одну и ту же колбасу вареную и по 8, и по 8.50, и по 9 рублей...
- Новые цены - это не просто прейскурантные цены, а предельно фиксированные прейскурантные. Между центром и союзными республиками было достигнуто соглашение о том, что все будут придерживаться верхних лимитов, и если могут быть какие-то отходы от них, то только в сторону снижения. Так что при лимитной цене на вареную колбасу в 9 руб. реальная может быть и 8, и 7 - в зависимости от спроса. В исключительных случаях товары могут продаваться по цене, превышающей предельную. Так, в Москве сигареты "Космос" продаются по 3 руб., но разница идет в фонд социальной защиты населения.
Кстати, предельные фиксированные цены не отражают затрат производителя на производство этой продукции. Сохранилась дотация перерабатывающим отраслям пищевой промышленности, и она составляет примерно 20%.
Второй вид цен - регулируемые. Они - как бы переходные от твердых к свободным. Механизм их для нашей страны совершенно новый, и поэтому немало еще недоработок.
Регулируемая цена складывается из отпускной цены предприятия плюс торговая надбавка в размере 20%, причем предприятие устанавливает цену в соответствии с существующими прейскурантами и несет за нее полную ответственность. Правда, Указом Президента и постановлением Кабинета министров разрешено республикам устанавливать предельные цены и повышающие коэффициенты.
- Теперь мы подошли к последней группе товаров, на которые установлены свободные договорные цены. По ним больше всего вопросов, больше всего нареканий. И всех интересует одно - все-таки кто же и с кем договаривался?
- Эти цены назначаются по договоренности между предприятием-производителем товара, оптовой базой (где такая есть) и торговым объединением либо торговым предприятием с учетом спроса населения. Причем, если промышленное предприятие может себя ни в чем не ограничивать, то доля и базы, и торгового предприятия (торговая наценка) не должна в совокупности превышать 20% от стоимости товара. Она может быть повышена в исключительных случаях по решению местного Совета, но эта разница идет в республиканский или местный бюджет. Так что торговля в росте договорных цен никак не заинтересована.
Вообще, если говорить о механизме свободных цен, то на сегодняшний день он наиболее приспособлен к нарождающимся рыночным отношениям, хотя и требует дальнейшего совершенствования. Но это касается не столько самого механизма, сколько ликвидации сверхмонополий в производстве товаров и создания конкурирующих структур. А то что получается? Пример - со столичным монополистом по производству молока, объединением "Мосмолоко", которое, пользуясь отсутствием конкурентов, добилось установления необычайно высоких цен на кефир и творожные изделия.
Все это говорит о том, что введение механизма свободных цен требует одновременно введения широких мер по приватизации как торговли, так и промышленности. Это два взаимосвязанных и взаимодополняющих процесса, и отдача будет только от них вместе. Поэтому считаю, что критика договорных цен самих по себе - не совсем оправданна. При нормальном ходе экономических реформ в стране - за ними будущее.