С 1 июля цена на сок, который продают на улице, стала выше. Слышал, что подорожали и некоторые другие продукты. Почему об этом ничего не сообщали в газетах?
В. Кирьянов, Москва
Письмо читателя мы показали начальнику отдела цен на продовольственные товары Госкомцен СССР В. М. САФОНОВУ. "Повышения цен на продукты в розничной торговле не было", - сказал он.
Обратившись в Министерство торговли РСФСР, мы получили следующий ответ.
СОГЛАСНО действующего порядка реализация безалкогольных напитков (в том числе фруктовых и минеральных вод) в предприятиях общественного питания РСФСР производится с применением наценок соответствующих категорий предприятий. Такой же порядок распространен и на соки, продажа которых в предприятиях общественного питания республики в последние годы увеличилась. При этом реализация соков через магазины кулинарии, кафетерии, а также лотки, палатки, киоски, ларьки и другую мелкорозничную сеть, подведомственную предприятиям общественного питания, осуществляется по розничным ценам без наценок, как и во всех предприятиях розничной торговли. Через прессу сообщения о наценке на соки не было, так как в целом розничные цены на них не изменены".
ОТ РЕДАКЦИИ.
Информация из Минторга РСФСР попала на наши страницы, пройдя поистине тернистый путь. Сообщившая ее (на основании документов) сотрудница отдела цен не разрешила сослаться на нее, переадресовав "ответственность" начальнику отдела В. М. Левицкой. Но оказалось, что такая "ноша" по плечу только заместителям министра торговли РСФСР П. И. Куренкову и А. П. Рубану. После неоднократных совещаний трех руководителей и был предложен редакции этот замысловатый для непосвященного текст. Из него все-таки неясно: почему введена наценка?
- Рентабельность предприятий общественного питания значительно ниже нормы, - объяснила В. Ж Левицкая. - Положение еще усложнилось тем, что из товарооборота изъяли водку. Мы теперь работаем в новых условиях - прямо зависим от своих доходов и не можем ничего терять, а на соках - без наценки - теряем. Причем, объем продажи их намного вырос, соответственно и недополучаем больше.
Но насколько скажется на рентабельности наценка, начальник отдела цен ответить не смогла - не считали. Прикинули только, что на один стакан выходит всего несколько копеек, для покупателя не страшно, а в итоге, как говорится, с миру по нитке...
Очень своеобразно поняли в Минторге РСФСР смысл работы в новых условиях. Оказывается, не коммерческая инициатива, улучшение организации труда, повышение его производительности должны поднять рентабельность общепита, а снова, как всегда, покупатель. Тот, в чьих интересах и снижались цены на соки (что существенно повлияло на увеличение объема их реализации) одновременно с резким сокращением продажи алкоголя.
В общем, условия новые, да методы старые.
Причем методы настолько привычные торговым работникам, что "распространение наценки и на соки" пошло значительно дальше, чем это было предусмотрено Минторгом РСФСР. И в розничной сети, подведомственной общепиту, соки продают после 1 июля с наценкой, в чем мы убедились, пройдя по московским улицам. А в некоторых предприятиях общественного питания весьма вольно обошлись с процентом наценки, разумеется, не в сторону уменьшения. Отсутствие гласности как раз и способствует таким вольным интерпретациям решений министерства. Это же позволяет нечистым на руку продавцам обманывать покупателей. И вот первое доказательство - узнав о нарушениях с применением наценки, Главторг Мосгорисполкома направил в общепит контролеров для проверки. В общем, как говорится, нашли себе работу.
Ситуация с соками - всего лишь частность. Но она еще раз показала, что торговля не желает сдавать привычных для нее позиций диктата своих условий покупателю. Хотя именно такой подход - в конечном итоге - мешает хорошей работе нашей торговли, достижению высокой рентабельности.
На такие вот невеселые размышления навела эта информация.