Примерное время чтения: 6 минут
118

Из-за отсутствия выбора товаров около 35% покупок совершаются вынужденно. Союз потребителей: против диктата производителя

Сейчас в газетах, в том числе и в "АиФ", стали появляться призывы к созданию Союза потребителей. Но о каких правах потребителей можно говорить, если потреблять зачастую нечего? Что противопоставить диктату производителя в таких условиях?

С. Курилко, Киев

Ответить читателю мы попросили кандидата экономических наук Л. БОЧИНА.

КОНЕЧНО, мы находимся в трудном положении. Но ведь и молчание не выход. Все наши планы носят валовой характер, даже последнее постановление о расширении производства товаров народного потребления. Об ассортиментных программах, основанных на глубоком изучении запросов потребителей, министерства - производители "забывают".

По-прежнему нам навязывают несовременную, некачественную бытовую технику. Оправдывается это недостатком специализированных предприятий и другими причинами.

СВОИ ПРАВА САМИМ И ЗАЩИЩАТЬ

Если халтуру, неуважение к своим запросам терпеть и дальше мы никогда не будем иметь достоинства потребителя. Нам нужно объединиться, создать равноправного с производителем партнера на рынке товаров и услуг. Это особенно важно сейчас, в период перестройки хозяйственного механизма, когда многие предприятия пытаются трудности переходного периода переложить на плечи потребителя. Да и рынок без обратной связи - реакции потребителя - нормально функционировать не может.

Кстати, в социалистических странах, например в Польше, Китае, тоже не слишком насыщенный рынок, но потребители этих стран очень активно защищают свои права.

ДЕФИЦИТ НЕ ПОМЕХА

А начинается все с того, что председатель Всепольской федерации потребителей - депутат Сейма.

Руководство национального совета федерации принимает участие в работе многих центральных хозяйственных органов, что позволяет непосредственно влиять на решения, затрагивающие интересы потребителей.

Польские потребители добились создания государственных фондов исправления качества бракованной продукции - за счет штрафов с нерадивых предприятий. В условиях дефицита многих товаров они борются против вымывания дешевого ассортимента, активно участвуют в присвоении и изъятии знака качества на товары. Федерация добилась, например, ликвидации 10-процентной надбавки к цене на автомобиль - на так называемую автомобилизацию страны (у нас это можно сравнить с включением в цену бытовой техники стоимости гарантийного ремонта).

Клубы потребителей активно участвуют в работе местных органов управления торговлей. В частности, по настоянию краковского клуба были заменены несколько нерадивых директоров торговых предприятий, клуб содействовал повышению качества туристских услуг.

В начале 1987 г. в Кракове был создан независимый Центр стандартизации качества товаров. Используя различные тесты, исследователи центра проводят экспертизу ассортимента и качества товаров и через органы массовой информации доводят результаты испытаний до сведения всех потребителей Польши.

Активисты федерации, чтобы облегчить связь с потребителями, организовывают дежурства в клубах, на предприятиях, в крупных универмагах, в редакциях местных газет. У них есть свое место в газетах, время на телевидении. Работа ведется не только по жалобам, но и на основании социологических исследований.

В Польше весьма развита судебная деятельность против бракоделов. Там более четкое, чем у нас, законодательство на этот счет.

Работа Всепольской федерации основана на общественных началах. Профессионалы дают свои заключения безвозмездно. Оклады получает только небольшой секретариат. Средства поступают из разных источников - небольшие субсидии от Минфина, прибыль от издания журнала, членские взносы, которые не фиксированы каждый платит, сколько может. Но обращаться в федерацию могут все, независимо от членства. Мощное развитие движение потребителей получило в Китае. Там Национальная ассоциация имеет 703 организации в провинциях и регионах В КНР при Государственном совете есть орган для оценки распоряжений, касающихся охраны потребительских прав.

В прошлом году 80% жалоб и информации от потребителей получили положительное решение. Ассоциация совместно с государственными исследовательскими центрами провела испытания на качество 3 тыс., продуктов питания, химических изделий и медикаментов. Контролю подверглись более 2 тыс. объектов торговли медицинскими препаратами и химикатами. В 25 городах изучались случаи неисправностей бытовой техники, результат такой акции - возмещение материального ущерба обладателям бракованной продукции, а в некоторых случаях - ее ремонт и замена.

СРОЧНО ТРЕБУЮТСЯ АКТИВИСТЫ!

У нас первым шагом к организации Союза потребителей стал Всесоюзный клуб покупателей, созданный при участии ВЦСПС, еженедельника "Неделя" и газеты "Социалистическая индустрия". Говорить об опыте работы клуба пока не приходится, были сделаны лишь первые попытки защитить тех, кто приобрел некачественные вещи. Все 10 судебных процессов выиграли покупатели. Но не уверен, что результат был бы такой же, если бы к этому не привлекли внимание прессы, телевидения, - действие статей 41 - 42 Основ гражданского законодательства СССР "смазывают" ведомственные инструкции, и права потребителей можно трактовать как угодно. Особенно неясно, как быть, если вас не посадили в такси, обхамили в магазине, если опоздал поезд.

Да и по духу своему клуб это все-таки не самостоятельная организация. Ему не хватает общественной подпитки.

Мне будущий союз представляется независимой общественной организацией. В числе активистов ее должны быть профессионалы по оценке качества жизни, товаров, окружающей среды и т. д., чтобы отстаивать права потребителей перед государственными и хозяйственными организациями на высокоаргументированном, профессиональном уровне. Причем работать все они должны на общественных началах.

В 1989 г. намечается провести учредительный съезд Союза потребителей. Успех его зависит от активности потребителей, их желания объединиться, чтобы отстаивать свое достоинство.

От редакции. Сейчас идет активная работа по созданию Союза потребителей. Но, к сожалению, в изобилии учредителей не просматриваются только сами потребители. Зато об их интересах пекутся многие, кто вполне может стать объектом критики союза. Например, в числе помощников - ВЦСПС, Минторг, Госстандарт, с которых и должен быть главный спрос за качество товаров, услуг в торговле, отдыхе, распределении благ и т. д. В частности, они участвовали в создании проекта Временного положения о Союзе потребителей СССР.

Чтобы союз был жизнеспособным, ему нужна полная независимость. А для этого учреждать его должны сами потребители, сообразуясь только со своими интересами.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно