Примерное время чтения: 6 минут
83

ТОЧКА ЗРЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА. Если вы заработали валюту...

В последние месяцы, с момента принятия в декабре прошлого года правительственного постановления, предоставившего право непосредственного осуществления экспортно- импортных операций всем государственным, кооперативным и иным общественным предприятиям объединениям и организациям, интерес в стране к внешнеэкономической деятельности, безусловно, резко возрос. Но появилась ли заинтересованность в экспорте продуктов своего труда у рядового рабочего или инженера?

В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД перестройки механизма внешнеэкономической деятельности потенциальные советские экспортеры весьма робко стучались в двери компетентных органов, предоставлявших такое право. В результате к моменту принятия постановления лишь немногим более 260 "счастливчиков" его получили. Теперь же за три с небольшим месяца с начала официальной регистрации их число превысило 4100. Всего по состоянию на середину июня этого года в МВЭС СССР поступило более 5 тыс. заявок на регистрацию.

Однако давайте задумаемся о некоторых не лежащих на поверхности вопросах, связанных со свободным выходом на международные коммерческие просторы.

КОГДА РАБОТНИК НИ ПРИ ЧЕМ

Вызывает беспокойство, что практически во всех решениях, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, фигурируют "предприятия", "объединения", "организации". При этом в них не уделяется должного внимания такому понятию, как "человек, непосредственно производящий экспортную или импортозамещающую продукцию", то есть они не проникают в сферу его личных интересов. А интересы у этого человека есть, и немалые.

До сих нор от экспортной деятельности непосредственным производителям было ни холодно, ни жарко, а у руководителей предприятий обязательства по поставкам на экспорт вызывали лишь дополнительную головную боль. То заботься о какой-то тропической упаковке, то о специальной маркировке грузов, то о выполнении других, непривычных для нашего неразборчивого рынка требований. Реальной отдачи от дополнительных усилий никто из них не чувствовал.

На первый взгляд, содержащееся в недавно принятом решении директивных органов положение о предоставлении права советским экспортерам расходовать до 25% имеющихся у них средств в свободно конвертируемой валюте на приобретение товаров народного потребления по воле трудовых коллективов является в этом отношении приятным исключением среди предшествующих. Вместе с тем при ближайшем рассмотрении и эта мера не выглядит достаточно радикальной.

Прежде всего, в контексте Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)", давшего полную самостоятельность хозрасчетным предприятиям принимать решения о распределении прибыли, она выглядит паллиативной, чтобы не сказать неправомерной. Ведь с момента утверждения этого закона исключительной прерогативой трудового коллектива является распределение доходов, в том числе и валютных, на любые его нужды, включая социальные. Поэтому никто, кроме этого коллектива, не вправе решать, какую часть прибыли ему расходовать на развитие производства, какую на амортизацию, а какую на социально-культурные нужды.

Дело в том, что в условиях, когда в нашей стране отсутствует целостная система стимулирования экспорта, любые призывы усилить, укрепить, развить и т. д. экспортный потенциал останутся на бумаге до тех пор, пока человек труда, участвующий в экспортном процессе, реально не ощутит на себе, на положении своей семьи выгоды от производства конкурентной продукции или оказания услуг, которые воспринял мировой рынок.

Бояться, что без строгого надзора сверху предприятия смогут, как дети малые, потратить все деньги на сладости, - не следует. Если мы хотим достичь по-настоящему глубокого хозрасчета, то надо не диктовать пропорции расходования средств, а полностью доверить эту функцию предприятиям. Коллективный ум вполне может справиться с этой задачей, затратив свои средства на те цели и в то время, каких этого требуют специфические условия предприятия, дав людям возможность реально ощутить вкус плодов своего качественно нового труда, а затем большее внимание уделить дальнейшему укреплению и модернизации основных средств производства.

Если администрация пред приятия и его совет трудового коллектива займутся бездумным проеданием заработанных средств, то рано или поздно это приведет к банкротству, что будет свидетельствовать о их неумении вести дело. Но в этом случае в отношении их будут действовать совершенно иные меры, которые должны быть предусмотрены в будущем законе о несостоятельности.

Кроме того, вызывает сомнения и правильность установленного упомянутым решением порядка продажи товаров народного потребления членам трудовых коллективов по государственным розничным ценам. Представляется, что опасения в отношении возможной спекуляции этими товарами превалировали при установлении такого порядка, при котором цена их реализации приравнена к государственным ценам. Почему эти цены не могут быть установлены самим коллективом?

Во-первых, реализация этих товаров не потребует затрат на оплату услуг торговых организаций, поскольку речь идет об их прямом распределении, а торговая наценка учтена в государственных розничных ценах. Значит, справедливая цена их реализации трудовым коллективам должна быть, как минимум, уменьшена на сумму этой наценки.

Во-вторых, эти товары в ряде конкретных случаев, скажем по бартеру, могут быть закуплены на более выгодных условиях по сравнению с государственными закупками. И наконец, человек, работающий в коллективе, обеспечившем его остродефицитным товаром, да еще и но намного более низким ценам, вряд ли от него откажется. Можно с уверенностью сказать, что в нынешних условиях подавляющему большинству людей нужны дефицитные на нашем рынке товары, а не деньги, и делать их предметом спекуляции они не будут.

НУЖНА СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ

По всей видимости в плане персонального стимулирования работников предприятий и организаций - экспортеров следует пойти несколько дальше и предусмотреть возможность их премирования в инвалюте.

Наряду с импортными товарами хорошим стимулом для человека, участвующего в экспортном процессе, может являться иностранная валюта, которую он может израсходовать на любые интересующие его, как личность, цели, например, на круизы, концерты, музеи.

Создание в СССР целостной системы стимулирования экспорта вызовет необходимость значительных усилий по внедрению в практику экономических и административных мер, требующих установления для экспортеров особых, льготных условий и их морального поощрения, государственных субсидий и кредитно-финансовых льгот, дальнейшего развития системы государственного страхования экспортеров от любых видов риска, ожидающего их в лабиринтах мирового рынка, принятия определенных дипломатических акций, обеспечения экспорта соответствующим информативно-консультационным подкреплением, заботы со стороны государственных органов о подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров внешнеэкономического профиля и других шагов.

Вместе с тем в рамках этих глобальных усилий не следовало бы упускать из вида, что экспорт осуществляется в целях укрепления экономической мощи нашей страны, а значит, и для улучшения благосостояния советских людей. По этой причине усилия эти увенчаются успехом лишь при условии действенного материального и морального стимулирования непосредственных его участников, проявлении о них заботы.

Главный специалист аппарата Государственной внешнеэкономической комиссия Совета Министров СССР К. КУЗНЕЦОВ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно