"Эта конституция имеет вокруг себя ореол святости. Ее место среди самых сокровенных реликвий Америки. В сознании американца она ассоциируется с облаками, освещенными солнцем, отцами-основателями, парящими в воздухе, словно святые в настенной росписи в церкви..."
Так начинается подборка статей, опубликованных в июльском номере журнала "Тайм". Этот специальный выпуск журнала посвящен 200-летнему юбилею американской конституции.
МЫ НИ В КОЕЙ МЕРЕ не хотели бы принизить значение американской конституции. Ее принятие стало событием исторической важности, проложив дорогу быстрому развитию буржуазной демократии - наиболее прогрессивной в то время форме государственного правления.
Тем не менее, на наш взгляд, многие оценки журнала "Тайм" являются односторонними; похоже, в конечном итоге патриотизм здесь восторжествовал над объективностью. Некоторые из рассуждений журнала мы решили прокомментировать.
"МЫ, НАРОД..."?
"Событие, случившееся в Филадельфии 200 лет назад, ознаменовало собой истинное утро Америки. Сначала было слово, затем оно обрело конкретное воплощение - появились президенты, сенаторы, судьи. В этом начинании царил дух созидания и божественного покровительства... В 1787 году отцы-основатели создали инструмент для того, чтобы вырваться из мрачного хаоса анархии и тирании, установить власть и сохранить свободу..." - так, согласно журналу "Тайм", происходило принятие конституции. Текст конституции "отцы-основатели" начали словами: "Мы, народ..." Правда, как пишет "Тайм", сами они ее народом имели мало общего. Создателями конституции, работавшими за закрытыми дверями и окнами, были высокообразованные белые мужчины - землевладельцы, военачальники, торговцы, юристы".
Как бы то ни было, конституция - тогда первая в мире - была принята. Она действует - с поправками - по сей день.
Поправок за два века предлагалось около 10 тыс. Но только 33 из них получили необходимое одобрение двух третей членов обеих палат конгресса, и лишь 26 прошли "окончательную стадию принятия", т. е. были одобрены законодательными собраниями трех четвертей штатов.
Многие из поправок давались Америке большой кровью - в буквальном смысле. Вспомним, например, что Гражданская война в США, одним из результатов которой стало принятие 13-й, 14-й и 15-й поправок, предоставлявших равные права бывшим темнокожим рабам, унесла жизни более чем полумиллиона американцев.
БОЛЬШЕ ДЕНЕГ - БОЛЬШЕ ДЕМОКРАТИИ
Конституцией США предусмотрено строгое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наиболее острой проблемой "Тайм" считает отсутствие сбалансированности в отношениях между ними - в особенности между президентом США, осуществляющим высшую исполнительную власть, и конгрессом, высшим законодательным органом.
Очевидно, "Тайм" эту проблему знает. Но вот такой факт полностью обходит молчанием. Почти четыре пятых членов конгресса США нынешнего созыва составляют руководители адвокатских контор, банкиры и промышленники, крупные землевладельцы, в то время как рабочие там не представлены вообще.
Система органов власти в Америке сегодня "несравненно более демократична, чем 200 лет назад", утверждает журнал. Формально, может быть, это так. Однако элитарность доступа в высшие эшелоны власти США сохраняется со времен "отцов-основателей". Известна даже "такса" этого доступа. По подсчетам журнала "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт", для того чтобы получить кресло сенатора на выборах в прошлом году, нужно было потратить в среднем около 3 млн. долларов.
ВСЕГДА ЛИ БЕСПРИСТРАСТНЫ ПРИСЯЖНЫЕ?
"Открытый и скорый суд беспристрастных присяжных - украшение демократии, которое мало кто захочет испытать на себе, - пишет "Тайм". - Лишь попав в беду, люди убеждаются в преимуществах такой судебной системы".
Конечно, в Америке или где-либо еще охотников по доброй воле испытывать на себе достоинства и недостатки судебной системы найти нелегко. Здесь мы согласны с журналом. Утверждение о "преимуществах" более спорно. Участие "беспристрастных присяжных" не гарантировало справедливого разбирательства "дела" борца за гражданские права индейцев Леонарда Пелтиера, да и не только его.
В то же время нас удивляет, например, такая ситуация, когда вся Америка знает чуть ли не в лицо заправил организованной преступности (а те и не очень-то скрываются), однако для правосудия эти люди остаются вне досягаемости. И в истории Америки немало примеров того, как присяжные оправдывали самых отпетых мафиози и гангстеров,
ПРАВА ГИТАРИСТА КАРЮ-РЕЙДА
Тема прав человека - одна из центральных в номере. "Тайм" приводит несколько историй, рассказывающих о том, как простые американцы борются за свои политические права - и побеждают.
Одна из историй такова. Некий Карю-Рейд, уличный музыкант, подал в суд на руководителей нью-йоркского метро за то, что ему не разрешали в "подземке" играть на гитаре. Суд, опираясь на конституцию, вынес вердикт: Карю-Рейд вправе играть в метро столько, сколько ему захочется.
В другой истории темнокожий американец Эд Лаусон добился в суде разрешения гулять ночью по "белым" районам Сан-Франциско, не будучи задержанным полицией за бродяжничество. Большой успех!
Конституция защитила права темнокожего Лаусона. Парадокс состоит в том, что та же конституция защитит и права ку-клукс-клана, если последний захочет организовать свое сборище. И полиция, охраняя шествия куклуксклановцев или американских нацистов, тоже действует в полном соответствии с конституцией.
Отметим еще вот что. Конституцией США практически полностью игнорируются социально-экономические права граждан (на работу, жилье и т. д.). А чем это оборачивается для очень многих американцев, мы знаем хорошо.
Кстати, тот же Карю-Рейд, как пишет "Тайм", живет в "кошмарном" районе Манхэттена "среди картежников и торговцев наркотиками", не имея денег на более приличное жилье.
НЕ СПРЯТАТЬСЯ, НЕ СКРЫТЬСЯ
"Свободе прессы" "Тайм" посвятил отдельную статью.
"Несмотря на то что средства массовой информации стали сегодня чем-то вроде огромных, очень влиятельных и очень доходных... корпораций в американском обществе, они не рассматриваются конституцией в качестве государственных институтов, от которых гражданам может потребоваться защита. Наоборот, они, как считается, выступают за права граждан, следя за тем, чтобы правительство и другие институты оставались честными, что, правда, допускает большую возможность совершения ошибок..." - пишет журнал.
Можно поспорить о том, насколько рьяно "огромные, влиятельные и доходные корпорации" пекутся о правах граждан. Но мы в данном случае отметим другой момент. То, что журнал мягко называет "возможностью ошибки", на самом деле становится возможностью для прессы безнаказанно вытаскивать на всеобщее обозрение подробности личной жизни практически любого американца, смаковать сплетни и слухи, а то и печатать откровенный вымысел. Все это было, скажем, в случае с Гэри Хартом. Причем тогда это делалось явно в угоду тем, кого Харт не устраивал в качестве претендента на президентское кресло. О какой уж "свободной и независимой" прессе тут говорить...
Перед такой "свободой" граждане оказываются практически беззащитными: вероятность выиграть дело о клевете, возбужденное против той или иной газеты, для простого американца, по признанию самого журнала, крайне мала.
СТЕНА, КОТОРАЯ ШАТАЕТСЯ
"Тайм" цитирует одного из "отцов-основателей", Томаса Джефферсона, заявившего, что конституция "разделила церковь и государство стеной". В результате отношения между ними стали необыкновенно сложными - вплоть до того, что принадлежащим муниципалитету автобусам разрешено доставлять школьников из дома до духовных учебных заведений, но ни в коем случае не из таких учебных заведений в музеи.
"Стена" - воспользуемся терминологией "Тайма" - существует. Хотя и не очень прочная. Вспомним хотя бы надпись "В бога мы верим", выгравированную на американском долларе.
Влияние клерикальных кругов сильно и в администрации США, и в Верховном суде. Президент заканчивает свои обращения словами "да благословит вас бог".
Противники отделения - даже такого неполного и непрочного - церкви от государства часто говорят о "морализаторской" роли религии в современной Америке. Что, однако, очень часто противоречит фактам. Весной этого года широкую огласку в США получил скандал в "семействе" телепроповедников, участники которого обвиняли друг друга в таких грехах, как супружеская неверность, пристрастие к наркотикам и присвоение пожертвований верующих.
"Отцы-основатели", собравшиеся в 1787 г. в Филадельфии, записали в конституции одним из основополагающих "право на жизнь". В 1985 г. в той же Филадельфии полиция, расправляясь с религиозным движением "Мув", сбросила бомбу на негритянский квартал, в результате чего 13 человек, в том числе дети, сгорели заживо.
В конституции нашла отражение идея "подконтрольности" высших органов власти США народу. "Ирангейтский" скандал показал в очередной раз, что и сегодня в Америке эта идея далека до воплощения.
Б. КОНОВАЛОВ
ОТ РЕДАКЦИИ
"Тайм" - журнал буржуазно-либеральный, старающийся при освещении многих вопросов быть по возможности объективным. В номере нашлось место и для нескольких положительных - хотя и весьма сдержанных - высказываний по поводу Советской Конституции, гарантирующей, по свидетельству журнала, "право на жилье, образование, получение пенсии и социальное обеспечение с детства до старости".
Однако в рассказе о конституции США, как видим, журнал в ряде случаев сместил акценты или даже замолчал многие важные факты. Обсуждая часто вопросы гласности в СССР, журнал приводит к выводу, что в самих Соединенных Штатах с гласностью не все обстоит благополучно. Не является ли это результатом ложно понятого патриотизма?
* * *
Вторая поправка к конституции США предоставляет американцам возможность практически свободно приобретать стрелковое оружие. Многие этим пользуются - как эта семья из штата Вайоминг.
Такая "свобода" имеет, правда, свои негативные стороны. По сообщениям печати, в нынешнем столетии больше американцев погибло от применения огнестрельного оружия "дома", в Соединенных Штатах, чем во всех войнах, в которых США принимали участие.
* * *
По мнению журнала "Тайм", трудно представить американцев без права свободно проводить демонстрации - "важнейшего и такого же древнего, как "Билль о правах", в котором собраны первые 10 поправок к конституции США.
Насколько полно и беспрепятственно реализуется это право? Участник антивоенной демонстрации, разгоняемой полицией, наверное, мог бы многое сказать по этому поводу.
Смотрите также:
- МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Механизм американской федерации →
- В Госдуме занялись интимом →
- На крыльях "демократии" →