В последнее время в Америке взялись за рекламу особого товара - конституции США, 200-летие которой готовятся торжественно отметить 17 сентября 1987 г. Первые слова ее преамбулы "Мы, народ Соединенных Штатов" появились на кепках, майках, пивных кружках, салфетках и прочих изделиях. Свою лепту в пропагандистскую кампанию внес и журнал "Америка", поместивший на обложке очередного номера американского орла - символ могущества страны.
ДА, ВИДИМО, "традиционные американские ценности" действительно нуждаются в усиленной рекламе. Назначенный руководителем подготовки к торжествам бывший член Верховного суда Уоррен Бергер сетует, что американцы плохо знают свой основной закон. Как показал последний опрос, проведенный "Херст корпорейшн", 8 из 10 американцев считают, что конституция якобы "провозглашает равенство всех людей"; 64% полагают, что она "устанавливает английский язык в качестве государственного", а 49% убеждены, что "президент может приостановить действие конституции". Все это не так. И У. Бергер призывает "преподать американцам урок основ гражданственности". Но это лишь внешняя сторона рекламной кампании.
Истинная же ее цель, на которой члены комиссии и пресса предпочитают не акцентировать внимание, - это стремление хоть как-нибудь укрепить веру американцев в то, что первая в истории человечества писаная конституция может гарантировать им подлинную демократию и справедливость. Эту веру подрывает сама действительность: засилье "денежных мешков" в конгрессе, "демократический" характер которого устанавливает статья I конституции (ныне каждый пятый сенатор - миллионер), "честность" и "порядочность" президентов (отсутствие этих качеств подтверждают "уотергейты" и "ирангейты"), несоблюдение законности, гарантируемой статьей III (нарушается, например, такое элементарное правило, как контроль за законностью ареста, - около 90% арестов в США производится без предусмотренного конституцией ордера), и многое другое.
Да, для миллионов американцев конституция остается лишь фикцией, ибо "фиктивна конституция, когда закон и действительность расходятся" (В. И. Ленин). И убедить в обратном не сможет ни реклама, даже самая назойливая, ни 100 млн. экземпляров основного закона карманного размера, которые предполагают выпустить к юбилею.