ПРЕЗИДЕНТ Рейган рассуждает о "демократическом" и "свободном" американском обществе чуть ли не в каждой своей речи. "Эта страна, - утверждал он, например, на церемонии предоставления американского гражданства выходцам из других стран 1 октября 1984 г., - наполнена различными и зачастую противоречащими друг другу идеями и мировоззрениями. Подойдите к любому газетному киоску, и вы увидите десятки газет и журналов, содержащих противоположные точки зрения по тому или иному вопросу. По радио, телевидению вы сможете познакомиться с более чем достаточным количеством идей, с которыми можно согласиться или нет".
Однако, как косвенно признал в этой же речи Рейган, подобный разнобой во мнениях - не более чем иллюзия, призванная замаскировать тот факт, что с помощью "свободы слова" американскому обывателю навязывается единый строй мыслей, общие модели поведения. "Я думаю, - сказал президент, - вы увидите, что, несмотря на все наши расхождения, американцы придерживаются одного взгляда на определенные идеи и устремления".
ВАЖНАЯ особенность деятельности правительства Рейгана состоит в том, что оно уже не просто манипулирует информацией, используя ее для укрепления социального контроля и воздействия на общественное сознание в нужном направлении. Все более явно Белый дом стремится установить жесткую цензуру, перекрыть каналы информации и подчинить себе ее распространение. "С того самого момента, когда администрация Рейгана взяла власть в свои руки, - констатирует известный американский обозреватель Энтони Льюис, - она ведет решительную кампанию с целью лишить общественность информации о деятельности правительства. Люди Рейгана безостановочно и настойчиво добиваются секретности".
Сходную точку зрения высказывает и американский юрист Флойд Абрамс, специализирующийся по проблемам средств массовой информации. Правительство Рейгана, подчеркивает он в журнале "Нью-Йорк таймс мэгэзин", "очевидно, враждебно настроено по отношению к первой поправке к Конституции США, указывающей, что в условиях демократии запрещается ограничивать информирование граждан". Белый дом стремится держать в неведении не только общественность, но даже конгресс США. Хорошо памятен скандал, который разгорелся вокруг минирования агентами ЦРУ никарагуанских портов. Большинство законодателей были возмущены тем, что конгресс не был осведомлен об этих операциях.
У ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ общественности США вызывает серьезное опасение резкое расширение практики проверок на "детекторах лжи". По данным американского журналиста Скотта Майнербрука, в 1982 г. правительство провело 23 тыс. таких проверок - в три раза больше, чем в 1973 г. В настоящее время "детекторы лжи" активно используются 24 федеральными ведомствами. Подвергнуть испытанию на "детекторе лжи" могут любого государственного служащего на предмет выяснения степени его политической лояльности и благонадежности. С апреля 1984 г. началась интенсивная проверка на этих аппаратах сотрудников Пентагона. Пройти ее обязаны примерно 128 тыс. человек. "Впервые, - пишет газета "Ньюсдей", - тех, кто будет отказываться от подобной процедуры, ожидают "серьезные последствия" - от понижения в должности до увольнения".
Согласно имеющимся данным, испытаниям на "детекторах лжи" в принудительном порядке будет подвергнуто около 3,5 млн. чиновников. "Нынешняя администрация, - отмечает "Нью-Йорк таймс", - обожествляет "детектор лжи", который является устройством для определения нервозности, а не правды".
СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, что конгресс не только не препятствует, но и всячески помогает Белому дому в его усилиях установить жесткий контроль над распространением информации. В первую очередь это относится к попыткам провести ревизию и окончательно выхолостить положения закона о свободе информации, хотя и с самого начала он носил весьма ограниченный характер из-за содержащихся в нем оговорок.
ТЕПЕРЬ ЖЕ администрации Рейгана и ее ставленникам на Капитолийском холме удалось добиться важной победы на этом фронте. Речь идет об отдельном законопроекте, позволяющем ЦРУ "освобождать" из-под действия закона досье, касающиеся методов сбора разведывательных данных и источников их получения. Как заявил сенатор Уолтер Хаддлстон (демократ, от штата Кентукки), этот законопроект "ознаменовал собой завершение длительных усилий помочь ЦРУ обходить закон о свободе информации". В свою очередь, конгрессмен Теодор Вайс (демократ, от штата Нью-Йорк), выступая в прениях в палате представителей, подчеркнул, что расплывчатые формулировки законопроекта позволят навсегда скрыть сведения о противозаконных операциях ЦРУ.
АРСЕНАЛ имеющихся в распоряжении Белого дома легальных средств по контролю потока информации, конечно, не ограничивается только вышеперечисленными законодательными и исполнительными актами. Как никогда часто администрация Рейгана, например, прибегает к использованию закона Маккаррена-Уолтера от 1952 г., чтобы не допустить в страну тех иностранных деятелей, которые резко критически относятся к внешней политике США. По словам журнала "Нью-Йорк таймс мэгэзин", в Белом доме "опасаются того, что они могут рассказать". Так, госдепартамент США отказался выдать въездную визу одному из руководителей Революционно- демократического фронта Сальвадора Рубену Саморе, приглашенному выступить с лекциями по проблемам Центральной Америки. Отказ на посещение США получил и член никарагуанского правительства Томас Борхе, а также парламентская делегация Никарагуа, которая была приглашена рядом американских конгрессменов. Дискриминационные меры были приняты и в отношении японских борцов за мир, планировавших посетить вторую специальную сессию Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению, и вдовы бывшего президента Чили Сальвадора Альенде.
В течение второго срока пребывания у власти правительства Рейгана следует ожидать продолжения курса на ужесточение законов по борьбе с "утечками информации" и усиление контроля над ее распространением. Об этом довольно откровенно заявил заместитель министра обороны США по политическим вопросам Фред Икле. Выступая 1 декабря 1984 г. в Принстоне (штат Нью-Джерси), он подчеркнул, что администрация "решила вести борьбу на всех фронтах".