110

ОРИЕНТИР. Чем ЮНЕСКО не угодила США

В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ США явно не в ладах с международными организациями. Апогея эти разногласия достигли в рамках ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры). 29 декабря 1983 г. США заявили о своем намерении выйти из этой организации к 31 декабря 1984 г. Комментируя это решение Белого дома, американский журнал "Ньюсуик" писал, что многие страны мира рассматривают этот шаг администрации как поведение вздорного богатого подростка, который требует прекратить игру, потому что он не побеждает. Америка показала свою суть "третьему миру": она не против прибегнуть к грубой силе, чтобы заставить ЮНЕСКО изменить свои позиции. При этом США "пригрозили" прекратить выплаты в бюджет ЮНЕСКО.

США ПРОТИВ ЮНЕСКО

Чем же вызван этот очередной демарш Вашингтона, его готовность "хлопнуть дверью" и порвать с ЮНЕСКО? На протяжении последних лет откровенное недовольство США вызывали усилия ЮНЕСКО, направленные на демократизацию международных отношений, оказание помощи развивающимся странам в области культуры, науки и образования. Особый гнев в кругах американской администрации порождали политика и действия ЮНЕСКО по созданию "нового международного информационного порядка". Его практическое претворение в жизнь способствовало бы демократизации международных отношений в области обмена информацией, позволило бы положить конец "информационному империализму" стран Запада, основанному на так называемом принципе "свободного потока информации" и наносящему значительный ущерб культурному и экономическому становлению развивающихся стран. О его масштабах можно судить по следующим данным. В начале 1980 г. четыре западных информационных агентства - Ассошиэйтед Пресс, Юнайтед Пресс Интернэшнл, Франс Пресс и Рейтер - выдавали со своих телелайпов 80 проц. информации, публикуемой в прессе и распространяемой через эфир в несоциалистическом мире. Горстка западных корпораций захватила 80 проц. тиражей газет, монополизировала до 95 проц. программ радио и телевидения. Обмен информацией между промышленными странами Запада и развивающимися государствами оценивался на этот период экспертами ЮНЕСКО в пропорции 100:1, что генеральный директор ЮНЕСКО А. М'Боу характеризовал как "агрессию в области культуры".

Эти слова в Вашингтоне и других западных столицах "режут слух", а факты, свидетельствующие о неравноправном информационном обмене с развивающимися странами, там просто пропускают мимо ушей. Прежде всего, администрация США никак не хочет смириться с тем, что ЮНЕСКО перестала быть послушным орудием в ее руках. За этим отчетливо проглядывает политическая близорукость вашингтонских руководителей, которые не видят или не желают видеть объективных перемен в мире, происходящих помимо их воли.

Оказавшись отнюдь не в блестящей изоляции, США не нашли ничего лучшего, как обвинить ЮНЕСКО в "политизации" и "подверженности влиянию со стороны стран советского блока". Утешение для себя в Вашингтоне нашли в политике шантажа и угроз в отношении ЮНЕСКО. Одновременно США пытались выторговать для себя некое "право вето" в финансовой области.

Это позволило бы Вашингтону проталкивать прозападные программы развития, основанные большей частью на привлечении западного капитала, и блокировать меры по обеспечению независимого развития молодых государств Азии Африки и Латинской Америки. Эти домогательства США были отвергнуты, и страны - члены ЮНЕСКО напомнили Вашингтону, что ЮНЕСКО - это не частная американская корпорация, где держатель контрольного пакета акций имеет решающий голос.

НЕМНОГО ИСТОРИИ...

Показательно, что трения и осложнения в отношениях между США и ЮНЕСКО имеют свою достаточно долгую историю. Они давали о себе знать каждый раз, когда эта международная организация принимала решения, не отвечающие интересам Вашингтона. Они касались резолюций, осуждающих колониализм, расизм, защищающих интересы мира и безопасности народов.

Так, в 1974 г. США подвергли нападкам ЮНЕСКО за то, что она приняла резолюцию, осуждающую политику Израиля на оккупированных арабских территориях. В 1975 - 1976 гг. США отказывались от выплаты взносов в бюджет ЮНЕСКО под тем предлогом, что политика этой организации якобы нанесла ущерб США в их взаимоотношениях с развивающимися странами. Каждый раз, проявляя недовольство по поводу тех или иных действий ЮНЕСКО, Вашингтон не скупился на угрозы, шантаж и другие недостойные жесты.

США И МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД В ГААГЕ

Характерно, что точно такой же деструктивной и безрезультатной политики США придерживались и в отношении других международных организаций. В 1977 г. США временно прекращали взносы в МОТ (Международная организация труда). В 1982 г. американские представители прибегли к аналогичному шагу в отношении МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), которое лишило Израиль его полномочий в организации за бомбардировку центра ядерных исследований в Ираке. Позднее в "немилость" Вашингтона попала и ФАО (Организация ООН по продовольствию и сельскому хозяйству). Всем этим организациям США предъявляли обвинение в "излишней политизации", и каждая из отдельности подвергалась массированному давлению со стороны американского руководства.

Как мы уже говорили в начале статьи, американский журнал "Ньюсуик" охарактеризовал подобные действия США как поведение вздорного и богатого подростка. Думается, однако, что за этим стоит нечто несравненно большее. Фактически речь идет о нежелании США считаться с нормами и принципами международного права, которыми в своей деятельности руководствуются ЮНЕСКО, МОТ, МАГАТЭ и другие организаций ООН. В глобальном масштабе это означает готовность Вашингтона игнорировать и грубо попирать законы, регулирующие международную деятельность вообще.

Показательна в этом отношении реакция США на решение Международного суда в Гааге (являющегося главной судебной инстанцией ООН), единодушна осудившего США за минирование портов Никарагуа. Оказавшись у позорного столба, администрация Белого дома нагло объявила, что она не намерена признавать юрисдикцию Международного суда по данному вопросу. Более того, Вашингтон предпринял попытки доказать правомерность и законность своих террористических акций в отношении Никарагуа. Представитель США при ООН Дж. Киркпатрик заявила, что все действия Вашингтона в центральноамериканском районе - это всего лишь... осуществление Устава ООН. Другие деятели администрации стремятся оправдать разбойничьи действия США договором о взаимной помощи между США и странами Центральной Америки, подписанным в 1947 году.

Трудно себе представить более грубое извращение Устава ООН и других международно-правовых документов. Но удивляться подобному курсу нынешних вашингтонских руководителей не приходится. Ведь и президент, и госсекретарь США открыто говорят о стремлении Америки к руководству миром. В контексте этой глобальной имперской стратегии Белого дома и следует рассматривать беспардонное отношение США к международным организациям, где Америка тоже хочет, но уже не может быть всесильным повелителем.

Это подтвердила и недавно закончившаяся в Париже 119-я сессия Исполнительного совета ЮНЕСКО. Она подвергла критике позицию США и приняла резолюцию развивающихся стран, в которой подчеркивается необходимость и впредь активно выступать за дело упрочения мира и безопасности народов.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно