С 30 июля по 2 августа в Москве состоялась вторая встреча представителей советской и американской общественности. Наш корреспондент В. Еникеев взял интервью у директора Института США и Канады академика Г. А. АРБАТОВА и видного политического деятеля США Дж. МАКГОВЕРНА и попросил их ответить на вопросы, интересующие наших читателей.
КОРР: Георгий Аркадьевич, советско-американские отношения находятся на очень низком уровне. Сказывается ли это на отношениях между представителями общественности СССР и США?
АРБАТОВ: И да, и нет. Да, потому что в условиях сокращения контактов меньше людей совершает поездки в ту и другую страну, меньше людей встречается друг с другом. По вине американской стороны нередко возникают трудности с предоставлением советским гражданам виз и т. д. Все это является отражением ненормального состояния отношений на официальном уровне. Представители администраций США в течение последних лет выступали с резкими заявлениями и не отказались от них и сейчас. Такие заявления время от времени делает сам президент. Несколько недель тому назад, например, в США была проведена так называемая "неделя порабощенных стран", являющаяся по своей сути антисоветской акцией. Участие в ней принял и президент Рейган. Все это, конечно, не может не оказывать влияния на контакты между представителями общественности.
В то же время налицо противоположная тенденция. Многие американцы, которые принимают участие в неофициальных диалогах и неофициальных встречах, стремятся делать все от них зависящее для улучшения нынешнего тревожного положения. Они принимают участие в различных форумах, встречах, в том числе и под эгидой ООН. К их числу относятся американские ученые, бывшие дипломаты, специалисты различных областей знаний.
Следует отметить, что американская общественность выражает все большее беспокойство. Я особенно убедился в этом во время моего последнего визита в Соединенные Штаты в мае этого года. И такое растущее беспокойство все больше ощущается и в странах Западной Европы, да и во всем мире. Прежде всего это касается людей, которые имеют более широкие взгляды, которые более чувствительны к существующей опасности. Сознавая, что общественные дискуссии могут повлиять на формирование национального политического курса, представители американской общественности многое делают для продолжения диалога между СССР и США.
КОРР: Считаете ли Вы разрядку напряженности нормальным состоянием отношений между Соединенными Штатами и Советским Союзом, между Востоком и Западом, или Вы рассматриваете ее как счастливый эпизод?
АРБАТОВ: Если считать, что нормой является не разрядка международной напряженности, а гонка вооружений и "холодная война", то это сулило бы человечеству самые неприятные последствия. Тогда, можно сказать, наша планета обречена.
Я искренне считаю, что нормой отношений, была, является и должна быть разрядка международной напряженности. Это не просто те отношения, которые существовали в 1972 - 1975 годах. Это нечто большее - нормальные отношения сотрудничества между Востоком и Западом, между Соединенными Штатами и Советским Союзом на основе равенства, прекращения гонки вооружений, совместных усилий в целях достижения мира, обеспечения общей безопасности. Нельзя обеспечить безопасность за счет интересов другой стороны. Подлинной безопасности можно добиться только путем совместных усилий и только с помощью сотрудничества.
КОРР: Полагаете ли Вы, что отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами смогут улучшиться в ближайшем будущем?
АРБАТОВ: Я не осмелюсь сделать такое предположение. С сожалением можно констатировать, что отнюдь не по нашей вине прошедшие несколько лет были годами упущенных возможностей. Несомненно, что нынешнее тревожное состояние советско- американских отношений должно быть изменено. Иначе у нас просто не будет возможности для предотвращения опасности. Об этом следует помнить.