В последние дни в нашей печати появились довольно резкие комментарии по поводу выступления президента США Дж. Буша 12 мая, посвященного советско-американским отношениям. Некоторые журналисты считают, что оно оказалось написанным "по старым рецептам". Прокомментировать выступление президента корреспондент "АиФ" Д. МАКАРОВ, аккредитованный при МИД СССР, попросил одного из ответственных сотрудников МИД СССР, специализирующегося в области советско-американских отношений.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, и в содержании, и в тоне указанного выступления Дж. Буша есть элементы, требующие критики - и получившие ее. И все же при анализе речи, думается, нельзя не учитывать, что произнес ее не кто иной, как президент США, действующий в рамках определенных политических убеждений, традиций и условностей. И еще одно обстоятельство: американские политики - такова особенность их стиля - говоря о других странах, часто сползают на нравоучительность, не гнушаются порой оскорбительными нотками. В этом, думается, одна из причин довольно широко распространенного в мире антиамериканизма.
Читая выступления американских деятелей, важно посмотреть, что же стоит за частоколом ритуальных словосочетаний.
Дж. Буш говорит: "Мы стремимся к интеграции Советского Союза в сообщество наций". Связывая это с продвижением Советского Союза "к большей открытости и демократизации", а также "ответственным международным поведением", он обещает отвечать на соответствующие действия Советского Союза аналогичными шагами со стороны США.
Конечно, можно затеять вокруг этой фразы семантический спор. А можно увидеть в нем и начинающее вызревать понимание единства мира. И разве не стремлением к большей открытости и демократизации, к ответственному международному поведению характеризуется ваша политика? Важно и то, что президент США обязуется предпринимать ответные шаги.
Нельзя недооценивать заявление Дж. Буша о стремлении к "дружбе с Советским Союзом, свободной от подозрении и недоверия".
В соответствии со своим видением мира Дж. Буш призывает Советский Союз предпринять ряд "позитивных шагов": сократить свои вооруженные силы, сломать "железный занавес"; заняться дипломатическим урегулированием региональных конфликтов; достичь "прочного политического плюрализма и уважения прав человека": совместно с США работать над решением насущных глобальных проблем.
Можно, конечно, "обидеться" на президента: опять требования выдвигает! А можно и увидеть здесь хотя и изложенную в специфической "американизированной" форме, но все же программу совместных действий. Что собственно, в "призыве" Дж. Буша противоречит нашим предложениям о сокращении вооружений, нашей концепции "общего европейского дома", конструктивной линии СССР в урегулировании региональных конфликтов, демократизации советского общества и, наконец, активной политике Советского Союза, направленной на наращивание международных усилий по решению общечеловеческих проблем?
Речь президента США и у нас, и за рубежом критикуют за то, что он не дал достойного ответа на масштабные инициативы советского руководителя.
Означает ли это, что речь Дж. Буша от 12 мая знаменует "откат" к временам холодной войны? Полагаю, что нет. В большей степени она иллюстрирует США как трудного партнера, сложность предстоящей работы по перестройке международных отношений. Выступление президента показывает и то, что слова и дела Советского Союза находят отклик. Дж. Буш, вспоминая рукопожатие на Эльбе, заявил: "Мы вновь готовы протянуть руку. Мы вновь готовы к рукопожатию. Вновь наступило время мира". "Время мира" - именно так назывался первый сборник выступлений М. С. Горбачева, изданный в США в 1985 году. И хорошо, что именно этими словами завершил свою первую речь, посвященную отношениям с нашей страной, новый президент США.