За 1985 - 1987 годы 405 работников милиции погибли при исполнении служебных обязанностей. Когда снимаются запреты

   
   

О проблемах, связанных с освещением работы милиции средствами массовой информации, корреспондент "АиФ" беседует с начальником пресс-бюро МВД СССР, кандидатом юридических наук Б. П. МИХАЙЛОВЫМ.

КОРР. Борис Павлович, еще несколько лет назад популяризировался образ милиционера - сильного, смелого, неподкупного и вежливого, хотя это порой и расходилось с действительностью. Сегодня - времена другие и содержание публикуемых материалов нередко говорит об обратном, что, к сожалению, подтверждают и письма читателей. Что это - дань моде в эпоху гласности или положение действительно настолько серьезное?

МИХАЙЛОВ. Застойные явления, с которыми сегодня ведется решительная борьба, были характерны и для деятельности МВД. Был период, когда контакты с органами массовой информации прямо использовались в узкокорыстных целях, для возвеличивания и прославления отдельных руководителей МВД. Тогда очень часто мелькали на страницах газет и журналов, на ТВ и в киносюжетах имена некоторых руководителей МВД и людей из их окружения. Правда же о состоянии преступности, о недоработках, а то и о провалах в обеспечении общественного порядка замалчивалась. Тогда у нас "не было" наркомании, проституции, массового пьянства. В милиции служили только "праведники", у которых "розовые лица и револьвер желт". А были и взяточники, и "держиморды", и нарушители законности. И сейчас они еще не перевелись.

Но в конечном счете не они определяли и определяют истинное лицо милиции. В МВД всегда трудились и ныне по-прежнему самоотверженно несут службу тысячи и тысячи преданных долгу, честных, мужественных людей.

За 1985 - 1987 годы более 2,2 тыс. сотрудников органов внутренних дел награждены орденами и медалями. 405 работников милиции погибли при исполнении служебных обязанностей. Многие награждены посмертно.

КОРР. "Милицейская" тематика то и дело появляется на страницах газет, по ТВ и на радио. Оказывает ли пресс-центр помощь журналистам в предоставлении информации?

МИХАЙЛОВ. Гласность не может обеспечиваться сама по себе. Ее надо создавать. Понимая это, МВД СССР приняло специальную "Программу расширения гласности", которая представляет собой систему мер по информированию прессы, радио, ТВ и трудовых коллективов о ключевых вопросах борьбы с преступностью и укрепления правопорядка. Регулярно проводятся брифинги, встречи руководителей МВД СССР, начальников служб с журналистами, и такая практика не замедлила сказаться.

Только в 1986 г. редакции центральных газет опубликовали 800 материалов о работе органов внутренних дел. За 5 месяцев этого года - уже 520.

КОРР. Вы говорите о центральной прессе. Но кроме нее есть сотни республиканских и областных газет, ТВ и радиостанции. Имеют ли они прямой выход на местные органы милиции?

МИХАЙЛОВ. В составе политотделов УВД выделены работники, осуществляющие контакт с прессой. Однако они не везде еще находят поддержку, работают нередко примитивно, отчего страдает гласность, а значит, и успех многих дел.

КОРР. И это при том, что пример общения с прессой подает министр внутренних дел СССР А. В. Власов.

МИХАЙЛОВ. Совершенно верно. А результат этакой "таинственности" и мнимой секретности на местах - появление серых, нередко "псевдосенсационных" материалов, порой основанных на непроверенных фактах, пересказывающих технологию различных преступных действий, дискредитирующих органы милиции и формирующих неправильное общественное мнение.

Мне ни в коей мере не хотелось бы полностью обелять работу нашего министерства и указывать только на недостатки работы прессы. Часто бывает и наоборот, если судить, например, по реакции МВД Чувашской АССР на острокритический материал в "Известиях" о нарушениях законности и произволе работников Ленинского РОВД г. Чебоксары. Из-за нежелания разобраться в своих упущениях непосредственные "герои" публикации попытались очернить журналиста и подвергнуть сомнению правомочность выступления газеты. Такие действия, естественно, не способствуют росту авторитета милиции и решительно пресекаются МВД СССР.

В качестве примера, достойного подражания, хочу сказать о работе ленинградцев. Ежедневно по местному телевидению (в 7.30 утра) в разделе "Панорама" дается милицейская хроника. Таков результат совместной работы: операторы с видеоаппаратурой выезжают на место происшествия вместе с оперативными группами, участвуют в рейдах.

КОРР. Как видится вам процесс освещения работы милиции в идеале?

МИХАЙЛОВ. Сейчас основной упор во многих публикациях делается на выявление негативных моментов в работе милиции. В 1986 г. каждая третья публикация была критическая. То же самое и в 1987 г.

По моему убеждению, нарушен принцип соотношения положительных и отрицательных материалов, причем последние значительно превосходят по уровню эмоционального накала. Их авторы зачастую забывают, что такие материалы должны раскрывать социальную значимость государственно- правовых институтов и правоохранительных органов, показывать их подчиненность интересам народа. Кстати, на Западе, где пресса хватается за все жареное, редакторы средств массовой информации стараются придерживаться такого соотношения, которое не могло бы отбить доверие к полиции у населения.

У нас же в некоторых материалах критика носит явно тенденциозный, односторонний характер, допускаются неправильные толкования. В некоторых статьях, вопреки положению Конституции СССР, согласно которому никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе, как по приговору суда, авторы высказывают мнение о виновности в преступлениях лиц, дела которых даже не рассматривались в суде.

Можно сказать и о том, что целый ряд публикаций содержит факты 5 - 7-летней давности, которые были выявлены органами внутренних дел и по которым приняты меры. От некоторых материалов веет безысходностью, создается впечатление, что государственные органы не способны бороться с нарушителями законности, коррупцией, злоупотреблениями.

Таким образом, мне хотелось показать, что до сих пор существуют проблемы гласности как в освещении работы милиции, так и в предоставлении материалов об этой работе милицией.

Вместе с тем мы отдаем себе отчет в том, что авторитет милиции, образно говоря, в ее руках. Не будет злоупотреблений, грубости, произвола в действиях милиции - значит, и доверие к ней будет больше, и критических материалов будет меньше.

КОРР. Вы упомянули о росте количества публикаций, посвященных работе милиции. Но на полосы газет, в теле- и радиопередачи попадает лишь малая часть всех дел. Могли бы вы назвать цифры, полнее характеризующие ее деятельность?

МИХАЙЛОВ. За нарушение антиалкогольного законодательства в 1986 г. было привлечено к ответственности несколько млн.. человек, 158 тыс. человек было привлечено к уголовной ответственности за самогоноварение, 70 тыс. - к административной ответственности за приобретение самогона, 20 млн. подверглись штрафу и предупреждениям за нарушение правил дорожного движения. И это далеко не все!

Я не говорю здесь о том, что вся человеческая грязь - наркоманы, воры, убийцы, проститутки и многие другие, кто представляет опасность для честных советских граждан, проходят через руки милиции.

А сколько контактов с населением осуществляется в процессе работы участковых инспекторов, уголовного розыска, патрульно-постовой службы и других! Статистикой, к сожалению, не отражено, в скольких случаях милиция отвела беду от человека, пришла на помощь, предотвратила негативные последствия.

Беседу вел А. УГЛАНОВ

Смотрите также: