Примерное время чтения: 4 минуты
71

Как бы ДРОВ не наломать

На вопросы читателей отвечает доктор юридических наук профессор Борис РОССИНСКИЙ.

- Борис Вульфович, в редакционной почте много писем с просьбой прокомментировать проект нового административного кодекса. Автомобилистов настораживает стремление авторов этого документа во что бы то ни стало "закрутить гайки" - увеличить суммы штрафов, карать направо и налево. И, похоже, у недавно избранных депутатов Госдумы проект возражений не вызывает, а значит, скоро мы заживем по-новому. Укрепится ли порядок на дорогах?

- Думаю, что это иллюзия. Еще работая над докторской диссертацией (а она была посвящена системе обеспечения безопасности дорожного движения в СССР), я изучил все этапы усиления ответственности за нарушения ПДД. Оказалось, что "закручивание гаек" срабатывало лишь первые два-три месяца. Поначалу люди боялись, а потом привыкали. И все шло по-прежнему. Единственный результат - увеличение размеров взяток.

- Так что же делать? Статистика дорожно-транспортных происшествий действительно устрашающая...

- Считаю, что нужно четко разделить нарушения ПДД на действительно опасные, представляющие серьезную угрозу жизни и здоровью участников движения, и мелкие, несущественные. Помню, еще со времен министра Щелокова руководители ГАИ давали устное указание подчиненным: не цепляться к водителям по мелочам. Указание в принципе справедливое, но... противозаконное. Ведь по сути оно открывает возможность автоинспектору в конкретной ситуации принимать решение не по инструкции, а так, по настроению. Не лучше ли было бы в самом законе провести четкую грань - вот это опасно, а это - нет. Известно, что ПДД - довольно объемная брошюрка, и за нарушение любого пункта вас можно наказать.

- Да, в нашей почте примеров милицейского произвола множество. Например, читатель М. Терещенко из Воронежа был оштрафован за якобы серьезную неисправность ручного тормоза... через час после прохождения годового техосмотра в ГИБДД!

- В том-то и беда, что четких критериев нет. Хотя, насколько мне известно, проверка состояния автомобилей, прошедших техосмотр, инструкцией ГИБДД запрещена. Недаром, наверное, водители сетуют на то, что если уж инспектор захочет придраться, повод найдется всегда. То номерной знак грязью заляпан, то аптечка не того образца, то ремней безопасности на заднем сиденье нет. В правилах немало расплывчатых формулировок. Что, например, означает "номерной знак не читается"? Да на наших российских дорогах, при нашем климате его надо протирать через каждые два километра пути!

- Читатель В. Бойко из Подмосковья подметил одну лукавую формулировку. В бланках протоколов ГИБДД слова "с материалами ознакомлен, согласен, копию получил" отпечатаны подряд. А как быть, если копию получить хочешь, а с выводами инспектора не согласен? - спрашивает он. Что вы посоветуете?

- Конечно, такая формулировка с юридической точки зрения безграмотна. Получается, что вас, хотите вы этого или нет, вынуждают признать свою вину. Думаю, было бы правильно слово "согласен" просто-напросто зачеркнуть, а уж потом протокол подписывать. Но к сожалению, многие водители эту уловку распознают слишком поздно. Вот и выходит, расписался - значит, признал, что виноват. Кстати, в документах у таможенников предусмотрены три отдельные графы: "с протоколом ознакомлен", "согласен", "копию получил".

- Вернемся к проекту нового административного кодекса, точнее к той его главе, где речь идет о нарушениях Правил дорожного движения. После наших публикаций у многих читателей зародилась надежда, что кое-какие ее положения депутаты все же смягчат. Есть ли шанс, что мнение авторитетных правоведов будет учтено?

- Честно говоря, я не знаю, какой именно из многочисленных вариантов будет обсуждаться законодателями. Но им следует помнить, что мировая практика давно доказала неэффективность "драконовских" законов. На Западе есть великолепные исследования наших печально памятных сталинских указов, когда даже за опоздание на работу или мешок картошки людей бросали за решетку. По мнению правоведов, рано или поздно появляется порог, за которым даже те, кто призван исполнять такие законы, сознают их абсурдность, и граждане, как сейчас принято говорить, начинают "жить по понятиям". Боюсь, как бы нам опять дров не наломать.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно