Член ЦК КПСС, первый секретарь Томского обкома партии В. И. ЗОРКАЛЬЦЕВ беседует с корреспондентом "АиФ".
КОРР. Виктор Ильич! Я только что вернулся из города нефтяников - Стрежевого. Знаете, что поразило? Огурцы, помидоры и малина, которыми угощали нефтяники со своих садовых участков - за 60-й параллелью! Был удивлен заботой горожан о заготовке сена.
ЗОРКАЛЬЦЕВ. Но и о нефти они не забывают. Она идет мощным потоком. А заготовка рабочими кормов - это у нас одна из важных примет перестройки и особенность Стрежевого. В своем подсобном хозяйстве стрежевчане производят в достатке молока, около 12 млн. штук яиц, имеют более 1 кв. метра закрытого грунта на жителя. Это серьезное подспорье.
В сенокосных делах в области участвуют все коллективы. Кстати, работниками обкома партии тоже заготовлено около 700 тонн. Однако отвлечение людей на помощь селу в этом году значительно меньше, чем в прошлом. Труд этот стараемся всячески механизировать. Такой подход, всеобщее внимание к этой важнейшей проблеме позволили нам заготовить по 24 ц кормовых единиц в среднем по области. Цифра для нас рекордная.
КОРР. Видел среди садовых участков нефтяников шесть соток, выделенных семье первого секретаря городского комитета партии. Вокруг хорошие домики, растет малина. А здесь лишь грядка картофеля да корнеплодов.
ЗОРКАЛЬЦЕВ. Да, работы у него много и по субботам, нередко и в воскресенье. Но все-таки для отдыха время находить надо. Наших руководителей, особенно партийных, значительно меньше коснулись те негативные явления корыстолюбия, стяжательства, чванства, о которых так много теперь говорится в печати. У нас и обновление руководителей меньшее по сравнению с другими регионами. Я вижу в этом результат кропотливой работы с кадрами в течение многих лет. Конечно, и у нас застойных явлений еще немало, если подходить к ним с позиций новых требований, хромает пока и дисциплина, и поведение людей оставляет желать лучшего. Поэтому продолжаем наводить порядок, повышаем организованность, очищаем свои ряды от людей, недостойных высокого звания партийца. За полтора года из партии исключено более 900 человек.
КОРР. Виктор Ильич, а что собой представляет областная "грядка", как обстоят дела с обеспечением населения продуктами питания?
ЗОРКАЛЬЦЕВ. Решение этой проблемы - забота общая. Одним селянам нас не обеспечить. Мало их, пашни недостаточно, суровые условия. Межморозный период немногим более двух месяцев. Зона рискованного земледелия. У нас стало правилом: у каждого предприятия есть подшефный колхоз или совхоз, которому оказывается всесторонняя помощь. Обустраиваем фермы, сооружаем жилье, строим объекты соцкультбыта. Получаем неплохую отдачу. Мы уже давно отказались от дотации государства на продукты животноводства и полеводства, потребляем только то, что производим сами. Молоко, масло, сыры, кефир, сметана, творог у нас есть. И если их нет в магазине - это издержки в работе торговли. Мясо птицы у нас не лимитируется. Сейчас мы предпринимаем меры, чтобы положить на прилавки магазинов в достатке колбасу. Мы ею торгуем, к сожалению, только с 5 часов вечера.
В этом году сдадим дополнительные мощности на 2 тыс. т мяса свинины, у нас сейчас уже есть на 12 тыс. т, и в последующие два года будем вводить мощности по 3 тыс. т в год. Развертываем также строительство животноводческого комплекса по откорму крупного рогатого скота. Вот со сдачей этих производств, я думаю, мясопродукты в наших магазинах будут постоянно и в лучшем ассортименте. Что касается картофеля и овощей, то в них недостатка у нас нет.
Активно взялись за реконструкцию предприятий пищевой промышленности области. В прошлом году в Томске в предельно короткий срок, по существу за 5 месяцев, построили 40 кафе на тысячу мест. По примеру областного центра за это берутся - и в других городах и районных центрах. Все это уже дает результаты. За 8 месяцев продуктов питания реализовано на 23 млн. руб. больше, чем за соответствующий период прошлого года. Рост - 16,6%. Ставим задачу в ближайшее время ликвидировать разрыв в товарообороте, вызванный сокращением продажи вино - водочных изделий.
Социальная политика в области нацелена на полное и качественное удовлетворение платежеспособного спроса населения. И все-таки эти вопросы у нас решаются не так быстро, как хотелось бы. На только что прошедшем пленуме обкома мы серьезно критиковали за это заместителей председателей облисполкома Д. Фролову и В. Попова, которые ведают вопросами торговли, производства товаров народного потребления и сферой услуг. Многие принятые по этому поводу решения областного комитета партии оказались вне контроля райкомов и горкомов партии. Сейчас мы это дело поправляем.
КОРР. Наш читатель А. Ломакин спрашивает: влияет ли как-то обком на решение социальных вопросов руководителями трудовых коллективов?
ЗОРКАЛЬЦЕВ. Сейчас никого уговаривать не приходится, люди понимают, что без активного решения социальных проблем не выйти на серьезные рубежи в экономике. Правда, не обходится и без того, что некоторых руководителей приходится поворачивать лицом к этим делам. Ставим вопрос так: если директор, а тем более секретарь парткома не может или не хочет заниматься удовлетворением нужд людей, его необходимо серьезно поправлять. Приведу пример. В ходе подготовки вопроса на секретариат обкома партии "О работе парткома и администрации подшипникового завода по ускорению научно-технического прогресса, совершенствованию хозяйственного механизма" мы с большой группой товарищей досконально изучали положение дел в каждом подразделении этого предприятия. В целом впечатление осталось хорошее, люди замечательные, но и недостатков вскрыто немало, особенно в социальной сфере. Очередь на улучшение жилья движется медленно, справедливые жалобы на работу столовой.
Мы собрали актив завода, пригласили на него директоров, секретарей партийных комитетов других машиностроительных предприятий города, руководящий состав горкома и райкомов партии, работников советских органов. Разговор был обстоятельным и строгим. И хотя он касался основных вопросов производства и внедрения новой техники, было сказано всем: столовая завода - это, так сказать, лицо директора предприятия, партийной и профсоюзной организации предприятия. Это наш камертон, лакмусовая бумажка партийности и человеколюбия. У нас нет дефицита на продукты для столовых. У нас - дефицит теплого, заботливого отношения к людям.
КОРР. И какие меры приняты к руководителям за плохую работу столовой?
ЗОРКАЛЬЦЕВ. Как мне сообщили, этот вопрос обсуждался на заседании парткома, там и выводы сделаны. Они дали слово поправить дело. И мы решили через месяц провести на этом заводе семинар руководителей предприятий по организации питания в заводских столовых.
КОРР. В нашем рассказе упоминаются активы, заседания, совещания, семинары. Понимаю, без них не обойтись. Но не злоупотребляем ли мы подобными мероприятиями? Недаром, видимо некоторые авторы писем в редакцию спрашивают: "Не снизится ли роль партии в руководстве экономикой в связи с переходом на полный хозрасчет, самофинансирование, самоокупаемость, когда стимулироваться работа будет не сверху, а изнутри?".
ЗОРКАЛЬЦЕВ. Я считаю, что не только не снизится, но и наоборот, возрастет. Руководить станет намного сложнее. Мы видим это уже сейчас. Надо снимать доспехи. "Оперативки", "штабы", "накачки" - оружие обветшалое. Современным оружием стали подряд, аттестация, доход, фонды, нормативы, демократия, открытость, гласность. Нам необходимо переносить свои рабочие места в трудовые коллективы. Учиться самим и учить других.
Главная проблема реформы управления экономикой - в кадрах. Теперь передовой руководитель не тот, кто "роздыха" не имеет от совещаний, кто в день отдает сотни указаний и половину из них забывает. Ныне главным его инструментом становится экономика, технический прогресс, демократизация. Всем этим надо хорошо владеть. К нашей линии "сохранить кадры" в условиях экономических преобразований следует добавить: "и обучить". Неграмотный руководитель - беда для коллектива.
Это не ново, но считаю, что другим важным направлением в деятельности горкомов и райкомов сегодня должно стать широкое распространение передового опыта.
В период перестройки нужно брать больше на себя, не бояться больших цифр. Так мы и формируем сознание у наших кадров. Я вам уже говорил о молоке. Поднять продуктивность дойного стада на 50 кг в год совсем недавно казалось высшей нормой. А мы сориентировали актив на большее и подняли ее на 260 кг. И сегодня уверенно выходим на 3-тысячные надои в год. На будущий год рубеж будет 3200. Люди поверили в свои силы. Такой подход позволил, к примеру, всего за полгода освоить средств на реконструкцию пищевых предприятий больше, чем за предыдущую пятилетку.
Следует поправлять и организацию идеологической работы, поднять на щит все, что обеспечивает рост производительности труда: бригадный, семейный, коллективный подряд и т. д. Словом, работать есть над чем. Тут коротко многого не скажешь.
КОРР. А как вы оцениваете роль моральных качеств партийного руководителя в современных условиях?
ЗОРКАЛЬЦЕВ. Считаю, что идти к людям руководитель должен с чистой совестью и с поднятой головой. И здесь необходимо сказать о льготах и привилегиях, вокруг которых бывает много разговоров.
Мы сейчас боремся с уравниловкой. Совершенствуем распределение благ по труду. Я считаю, что и народу и государству выгодно, чтобы руководитель имел все необходимое для плодотворной и сложной управленческой работы. Самой сложной на данном этапе человеческой деятельности. Важно другое, чтобы эти условия сам себе никто не создавал. Тот человек, для кого они установлены государством, ни в коем случае не должен их превышать, пользуясь своим положением. Это дело его чести, его партийной совести. И очень важно, чтобы люди знали о том, что руководителю положено, чтобы это не было секретом для них. Я, например, живу в квартире, которую поучил еще при переезде с севера области, задолго до работы в обкоме партии. Дом обычный, 57-го года постройки, в нем живут и рабочие, и служащие. Среди них я один партийный работник. Мне нравится. Дом староват, но хорошие соседи, подъезд, двор. Сын иногда надо мной смеется. Он кандидат наук и ему по закону положена дополнительная жилплощадь. А ведь и мне кабинет дома очень нужен. Дача по должности положена. Но я в ней почти не бываю - некогда. И поступаю неправильно. Надо выкраивать время для отдыха.
Много разговоров о, так называемых, спецполиклиниках. Действительно, они как-то раньше выделялись, но сейчас есть свои лечебные учреждения у многих промышленных предприятий, у строителей, есть межвузовская поликлиника. И нехорошо, если у какого-то завода нет профилактория или медсанчасти.
Конечно, плохо, когда не все учреждения здравоохранения на должном уровне. Стремимся исправлять это дело. В прошлом году сдали больницу на 250 коек. У нас развивается кардиологический центр. Построили детскую поликлинику. И оборудование там самое современное. Считаю, что на этом фоне спецполиклиника сегодня уже не смотрится.
Словом, следует эти вопросы здраво обсудить и разумно решить. Пусть руководитель не стесняется созданных для него условий. И они должны быть достаточными и необходимыми. Но превышать положенного, повторяю, нельзя. А еще лучше не думать о них, а заботиться о доле, о благе людей. Так, основная масса и поступает.
Никогда рабочие завода не упрекнут директора, что он ездит на машине, получает 450 рублей зарплаты и ходит в приличном костюме, если они его видят во вторую и третью рабочую смену, когда он заботится об их жилье, частый гость в рабочей столовой, когда работает по-настоящему... Но другое отношение, когда люди видят, что директор приехал на машине в 9 часов утра на работу, а в 6 часов уже уехал домой, что он прием проводит формально, на все вопросы отмалчивается, жилье не строит, к столовой равнодушен, подсобное хозяйство не развивает, не знает по имени-отчеству ветеранов труда. Вот тогда и возникают разговоры о социальной несправедливости. Знаю это из личного опыта работы в районе.
КОРР. Много ли строит обком для себя?
ЗОРКАЛЬЦЕВ. Как и любая другая организация, мы имеем возможность строить и строим. В текущем году введем гостиницу-общежитие на 70 мест для партийных курсов, здание Октябрьского райкома партии. Квартиры получаем по доле в домах, которые стремит УКС. Сейчас в обкоме в списке очередности на улучшение жилищных условий 50 человек - пятая часть сотрудников. Меня, конечно, за это надо критиковать, как и за то, что базы отдыха у строителей, многих предприятий лучше, чем у облисполкома. О даче хочу сказать особо. По-моему, руководящему работнику, если он работает по-настоящему, просто нет возможности иметь мичуринский участок и личную автомашину. Это, если можно так выразиться, издержки должности. Поэтому место отдыха просто необходимо. Кстати, многие о личной жизни руководящих работников судят по внешним атрибутам, а вот по существу о ней мало кто знает в полной мере, за исключением родных и близких. Считаю это издержками средств информации. У меня ведь рабочий день 12 часов - это норма, как правило, - 13 - 14 часов. Работаю в субботу и в воскресенье. Меньше, к сожалению, пока не получается. Моя недоработка скажется на делах целой области.
КОРР. Расскажите, пожалуйста, о себе.
ЗОРКАЛЬЦЕВ. Родился в 1936 году, в Хабаровском крае. В раннем возрасте переехал сюда, и по существу вся жизнь связана с Томском. Закончил Томский строительный институт. 4 года проработал на стройке мастером, прорабом, старшим прорабом. Затем 3 года - комсомольская работа: заведующий отделом, секретарь Томского обкома ВЛКСМ. После окончания Высшей партийной школы меня избрали вторым секретарем Асиновского райкома, был первым секретарем Копашевского и Стрежевского горкомов партии. С 1983 года - первый заместитель председателя облисполкома, а 1984 году был выдвинут вторым секретарем обкома партии, вел капитальное строительство, нефтяную и лесную промышленность. Непродолжительное время работал в аппарате ЦК КПСС. В январе 1986 года избран первым секретарем Томского обкома КПСС.
КОРР. А какая семья у вас?
ЗОРКАЛЬЦЕВ. Семья небольшая. Я, жена, сын. Сын работает в одном из научных учреждений. Жена - врач.
КОРР. Откуда вы получаете сведения о состоянии дел в области, например, о работе магазинов?
ЗОРКАЛЬЦЕВ. Кроме сведений, получаемых от соответствующих работников, имею и свои впечатления. Два раза в неделю хожу по магазинам. Люблю бывать в них один. Тогда спокойно можно что-то посмотреть и с позиции секретаря обкома, и с позиции покупателя. Наша семья продуктами питания, которые покупаем в обычных магазинах, в основном удовлетворена. Частично пользуемся столом заказов. В Томске их 98.
КОРР. Какими вы видите перспективы перестройки?
ЗОРКАЛЬЦЕВ. Нет такой силы, которая, повернула бы ее вспять. Перестройка подняла людей труда, за ней будущее. Она создает человеку все необходимое для творчества, активной жизненной позиции. Остальное будет зависеть от нас самих. Сегодня мы еще лишь на первой волне перестройки, будут другие, более крутые волны, будут и трудности. Но победа неотвратима!
Беседу вел В. ВОРОНЕЦКИЙ
* * *
Томск известен как центр вузовской и академической науки. Здесь работает 13 академиков и членов-корреспондентов, 300 докторов, 3000 кандидатов наук. С их помощью и при их активном участии осуществляется программа "Ускорение-90". Объем сдачи жилья к уровню 1985 г. Возрос на 21%, но это не удовлетворяет томичан. В перспективе к 2000 г. предстоит построить почти 14 млн. м"sup"2"/sup" жилья - столько, сколько имеется в наличии сегодня. Вопрос ставится так: жилье должен строить каждый из 2200 трудовых коллективов.
Смотрите также:
- КУРСОМ XIX ПАРТИЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. Максимум доверия - максимум ответственности →
- КАК ИДЕТ ПЕРЕСТРОЙКА. УТВЕРЖДАЯ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ →
- В СВЕТЕ ГЛАСНОСТИ. Время работать →