26 октября (8 ноября) 1917 г. в 1 час 30 минут штурмом был взят Зимний дворец. Вечно развивающееся учение

   
   

Кто и какими теориями обогатил марксизм-ленинизм за последние 50 лет?

П. Мазурик, Москва

На вопрос читателя отвечает доктор философских наук, профессор В. ХАЛИПОВ.

ДАТЬ на этот интересный вопрос полный и исчерпывающий ответ пока нельзя. И дело связано с тем, что сам ответ должен опираться на глубоко научные представления о сути и содержании индивидуального творчества в развитии общественной теории, о возможностях и условиях, критериях и границах вклада в марксистско-ленинскую теорию конкретных исторических лиц, ученых, причем не обязательно стоящих во главе тех или иных коммунистических и рабочих партий. А именно эти представления у нас до сих пор не разрабатывались.

Вспомним, как много славных имен запечатлела история Великого Октября, времен В. И. Ленина, но даже и их вклад в теорию не всегда осмыслен. А ведь еще надо говорить о многих людях, кто долгие годы был забыт, находился в "черных дырах", "белых пятнах" истории.

Ни одно развернутое учение в действительности не создается только и исключительно одним или несколькими людьми. Это относится и к нашему революционному учению. Его фундаментальные основы, многие важнейшие положения разработаны К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным. Но в марксизм-ленинизм вносили и вносят свой вклад, обогащают его не только различные люди, но и различные партии. Так не только может быть, но и должно быть, иначе теорию ожидал бы пагубный для нее и для практики застой.

Кто вносил вклад в это развитие за последние полвека? Даже если автор вопроса хотел бы нас побудить взять точкой отсчета печальной памяти 1937 г., то и после этого года движение общественной мысли вперед имело место. Это относится и к предвоенному периоду, и к годам войны, и к послевоенному времени, хотя порой партии и народу было очень трудно. Были крупные просчеты, неверные оценки, упущения. Но все равно отрицать развитие теории было бы неправильно по существу.

Могу судить об этом хотя бы по своему собственному опыту и убеждению. За время моего пребывания в партии прошло девять партийных съездов, и каждый из них вносил что-то новое, давал марксистский анализ и обобщения, четко формулировал назревшие задачи партии и страны. Были ли безупречны во всем такого рода документы? Не всегда и не во всем. Порой на них лежала печать субъективистских подходов конкретных руководителей, печать конъюнктуры и исторической ограниченности. Время или уже расставило, или вскоре расставит необходимые здесь акценты и оценки. Но вместе с тем было бы просто нелепо требовать абсолютной неуязвимости, точности и правоты суждений от людей, всегда ограниченных рамками своего времени. Думаю, что не открою каких-либо секретов, если скажу, что даже Маркс, Энгельс и Ленин считали возможным говорить о допускавшихся ими порой просчетах и ошибках.

Отвечая автору вопроса, скажу: за полвека марксизм-ленинизм обогатился очень многими положениями. Но ни за полвека, ни за больший срок каких- либо новых крупных теорий не возникло, если иметь в виду крупные, предельно широкие теории, например, научного коммунизма, политической экономии, философии, представляющих составные части нашей революционной науки. Тогда как в их рамках сделано очень много. Приведу в качестве примера решения XXVII съезда КПСС, новую редакцию Программы партии. В числе новых концепций - ускорение, перестройка, новое политическое мышление и т. д.

КАК ЖЕ обстоят дела с лицами? За десятилетия сложилась традиция (пожалуй, это не лучшая традиция) известной безликости вклада в теорию. Максимум, что допускала такая традиция, - признание вклада только, скажем так, первого лица. Поколению революционеров, сформировавшихся в ленинскую пору, хотя и далеко не всем, еще повезло. Их издают и переиздают. Назову Ф. Э. Дзержинского, М. И. Калинина, С. М. Кирова, В. В. Куйбышева, А. В. Луначарского, Г. К. Орджоникидзе. А в целом у нас действительно царит некая "бесфамильность" и в истории, и в теории. Даже просто сборника произведений если не одного, то хотя бы группы лиц - выразителей минувших времен - не встретишь. И здесь мы еще только подходим: к перестройке.

Есть ли сегодня в нашей партии, в братских партиях действительно одаренные теоретики, обогащающие и двигающие теорию вперед? Да, есть. Думаю, мы вправе отметить вклад в развитие марксистско-ленинского учения на современном этапе М. С. Горбачева, выдвинувшего и обосновавшего идеи перестройки, нового мышления. От себя лично могу сказать, что с большим интересом отношусь к публикациям, выступлениям Е. К. Лигачева, А. Н. Яковлева, а также Г. А. Арбатова, В. Г. Афанасьева, Н, Б. Биккенина, К. Н. Брутенца, Ф. М. Бурлацкого, В. В. Загладина, Е. М. Примакова, Г. Л. Смирнова, И. Т. Фролова, Т. И. Ойзермана, Г. Х. Шахназарова, Р. Г. Яновского и других товарищей.

Словом, есть все основания считать, что мы сейчас вступаем в полосу назревшего крупного подъема марксистско-ленинской теоретической мысли, и время, несомненно, выдвинет новые имена. Очень важно, чтобы среди них было побольше имен молодых.

Смотрите также: