Церковь в СССР: слухи и факты

   
   

В ходе лекций по проблемам атеизма и религии нам порой задают конкретные вопросы о деятельности религиозных организаций на территории нашей струны, пишет лектор из Ленинграда С. Кудрин. И, отвечая на подобного рода вопросы, мы, продолжает читатель, нередко оказываемся в затруднительном положении, так как информация на интересующие слушателей темы, особенно цифровая, пока еще редка или малодоступна. Вот и гуляют в разговорах всякого рода слухи.

Мы отобрали из нашей редакционной почты некоторые из наиболее часто встречающихся вопросов и попросили ответить на них кандидата философских наук М. ЧЕРНОВА.

От разных людей я слышала о том, что семинаристы получают от 70 до 500 руб. стипендии в месяц. Какая из этих цифр соответствует действительности?

З. Рябченко, Тула

ЕСЛИ ПОСЧИТАТЬ, во что обходится церкви подготовка семинариста, то это, безусловно, немалые деньги, так как помимо расходов на его обучение церковь оплачивает и содержание учащегося в течение всего срока учебы. Размер стипендии, которую получает семинарист, зависит от его успеваемости и составляет 20-30 руб.

* * *

Церковь отделена от государства, это самофинансирующаяся организация. Тогда почему государство взимает налог с доходов церкви?

И. Серафимович, Запорожье

К СОЖАЛЕНИЮ, мнение о том, что государство взимает налог с доходов церкви, достаточно широко распространено. Более того, приходится слышать и о том, что государство якобы заинтересовано, чтобы доходы церкви возрастали, обеспечивая тем самым прибыль государству. Это ошибочное представление. Дело же обстоит по-другому: средства, которые поступают в религиозные объединения, никакими налогами не облагаются. Ибо введение такого налога означало бы введение налога на вероисповедание. Тем самым верующие и неверующие были бы поставлены в неравное положение. А это антиконституционно, поскольку граждане равны перед законом вне зависимости от отношения к религии. Поэтому если, условно говоря, религиозное объединение имеет годовой оборот 50 тыс. рублей, то все эти 50 тыс. расходуются на цели, связанные с его жизнедеятельностью.

А какие же деньги выплачиваются государству? Религиозные объединения совершают следующие обязательные платежи: налог со строений (молитвенные и другие здания, находящиеся в пользовании верующих), земельную ренту за предоставленные земельные участки и страховые взносы за переданные в бесплатное пользование молитвенные здания. К этому остается добавить, что они несут расходы и на оплату коммунальных услуг, предоставляемых государством. Можно ли рассматривать это как дискриминацию верующих? Конечно, нет, так как аналогичные выплаты в пользу государства производят и все государственные и общественные организации.

Поясним это на конкретных примерах. Денежные поступления в Троице- Сергиеву лавру в г. Загорске в 1986 г. составили 1 млн. 655 тыс. руб. Обязательные платежи, о которых говорилось выше, составили 135 тыс. руб., а коммунальные расходы - 45,5 тыс. руб. Или возьмем Николоединоверческую церковь в Москве. В 1986 г. ее денежный оборот был равен 305 тыс. руб., а выплаты государству составили 1,2 тыс. руб, то есть 0,4 (!) процента от суммы поступлений.

* * *

К моменту окончания средней школы почти все выпускники - комсомольцы. Сомневаюсь, чтобы в семинарии поступала одна лишь несоюзная молодежь. В таком случае, кто идет на больший компромисс - бывшие комсомольцы или приемная комиссия духовных заведений?

А. Мельников

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, случаи, когда комсомольцы идут учиться в семинарии, есть, и их, к сожалению, не так уж мало. Это одно из свидетельств того, что в комсомольской работе есть серьезные просчеты. На XX съезде ВЛКСМ сообщалось о фактах формального отношения со стороны комсомольских организаций к приему молодых людей в Ленинский союз молодежи. Нередко многие из них, вступая в ряды ВЛКСМ, даже не осознают той ответственности, которую они на себя налагают.

Вряд ли справедливо будет утверждение, что руководство духовных учебных заведений идет на компромисс, принимая в семинарии бывших комсомольцев. Наверное, правильнее говорить о беспринципности, об отсутствии стойких мировоззренческих убеждений у молодых людей. О том, что именно они еще до поступления в духовную школу пошли на компромисс со своей совестью. Хотя и знали, что членство в ВЛКСМ и вера в бога несовместимы.

* * *

   
   

Правда ли, что служители культа освобождены от воинской обязанности?

А. Коротков, Павловск

КОНСТИТУЦИЯ СССР гарантирует равенство граждан во всех сферах общественной жизни вне зависимости от их отношения к религии. Одновременно в ней устанавливается, что осуществление как верующими, так и неверующими своих прав и свобод неотделимо от исполнения ими гражданских обязанностей. В полной мере это относится и к службе в рядах Вооруженных Сил СССР, которая является почетной обязанностью всех граждан Советского Союза. Отказ от службы в Советской Армии под любым предлогом, в том числе и под предлогом религиозных убеждений, есть нарушение Конституции СССР.

Сегодня абсолютное большинство религиозных организаций СССР рассматривает прохождение верующими службы в рядах Вооруженных Сил Советского Союза как исполнение ими своего гражданского долга перед социалистическим Отечеством. Однако, хотя и редко, но встречаются еще случаи, когда молодые люди, ссылаясь на свои религиозные убеждения, уклоняются от выполнения Закона о всеобщей воинской обязанности. Эти действия они совершают, как правило, под влиянием вожаков таких незарегистрированных организаций, как адвентисты-реформисты, иеговисты, совет церквей евангельских христиан-баптистов и др. Зачастую разъяснительная работа с этими допризывниками, проводимая военкоматами, общественными организациями, помогает им осознать противозаконность своих поступков и исполнить свой воинский долг.

Смотрите также: