Опубликованные в "АиФ" (1987, N 1) краткие ответы на вопросы читателей о МГИМО МИД СССР вызвали большое количество читательских писем. Наш корреспондент В. Задера попросил ответить на наиболее типичные вопросы ректора института доктора исторических наук Р. ОВИННИКОВА,
КОРР. Ричард Сергеевич, почему сведений о МГИМО нет в справочниках для поступающих в вузы? Кого готовит институт, куда распределяются выпускники?
Р. О. На первый вопрос сейчас ответить точно довольно трудно. Раньше такая информация помещалась, затем, видимо в силу чисто субъективных причин, она из справочников исчезла. В этом году условия приема в МГИМО были опубликованы в апрельском номере журнала "Международная жизнь", а со следующего года они будут публиковаться в общесоюзном справочнике для поступающих в вузы.
Институт готовит специалистов в области международных отношений со знанием иностранных языков (их изучается более 40) - референтов, экономистов, правоведов, журналистов для работы во внешнеэкономических и внешнеполитических ведомствах и организациях, в международных отделах пропагандистских органов и т. п. Налаживается на договорной основе сотрудничество с новыми заказчиками: Главным управлением государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР, Минморфлотом, Государственной внешнеэкономической комиссией. Сюда же входят 22 ведомства и 50 организаций, получивших выход на внешние рынки.
КОРР. Читатели задают вопрос: не является ли нарушением социальной справедливости тот факт, что в МГИМО поступает лишь 30% иногородних? Получается, что вероятность поступления москвичей примерно в 75 раз выше? Не "режут" ли "цвет страны" на первых же экзаменах?
Р. О. Данное положение было лишь следствием более обширной проблемы справедливого представительства населения страны в общесоюзных вузах, возникшей из-за накопившихся просчетов социально-демографического планирования. В этом году среди поступивших 51% - уроженцы других городов страны. В других вузах Москвы этот показатель зачастую ниже; с учетом того, что у нас обучается значительный контингент иностранных студентов из социалистических стран, доля москвичей составляет примерно 1/4 всех обучающихся.
Ранее количество поданных заявлений иногородних абитуриентов регулировалось требованием к ним предоставлять гарантийное письмо об их трудоустройстве после окончания института по месту жительства. Сейчас все эти гарантии отменены. Более 50% из распределенных в этом году на работу в МИД выпускников факультета международных отношений представляют всю географию страны. Критерий для направления на наиболее интересную и ответственную работу один: знания и способности, общественная активность, моральный облик.
Объективные же конкурсные условия на экзаменах обеспечиваются сейчас достаточно реальными гарантиями: состав приемных комиссий почти полностью обновляется ежегодно, а предметные экзаменационные комиссии формируются в основном из числа учителей обычных (не специальных) средних школ промышленных районов столицы. Хотя около 80% медалистов (из московских - до 90%) не подтвердили на экзаменах этого года оценок аттестата, этот факт отражает лишь неудовлетворительное состояние дел в средней школе.
КОРР. В списках принятых на любой факультет всегда можно найти несколько фамилий детей достаточно известных в стране или в некоторых центральных ведомствах лиц. Нельзя ли назвать конкретные цифры состава студентов по их социальному положению и долю учащихся - детей дипработников, руководителей различных рангов?
Р. О. Среди поступивших в этом году 30% - рабочие; труженики села, к сожалению, отсутствуют; 57,5% - люди с производственным стажем (2 года и более - 47,5%) и уволенные в запас из рядов Вооруженных Сил (среди последних, кстати, немало воинов, выполнявших интернациональный долг в Афганистане); члены и кандидаты в члены КПСС составляют примерно треть принятых в институт. Что касается второй части вопроса, то упомянутая категория лиц составила около 3% от общего числа принятых. Все они на общих основаниях сдавали экзамены, и те, кто показал высокий уровень знаний, были зачислены в институт. Какие-либо ограничения в этом случае были бы просто дискриминационны.
КОРР. Чем объясняются существующие ограничения: невозможность поступления для лиц, имеющих высшее образование, для тех, кто старше 25 лет, количественные - их всего 10% - для девушек?
Р. О. С этого года лица, имеющие высшее образование и работающие в организациях, связанных с внешнеторговой деятельностью, на общих основаниях допускаются к конкурсным экзаменам на вечернем факультете МГИМО.
Практика показала, что студенты старше 25 лет, имевшие длительный перерыв в изучении иностранных языков после окончания средней школы, не могли успешно справляться со всем объемом учебной программы, и с ними приходилось расставаться. Поэтому было введено возрастное ограничение. Преимущественное право поступления мужчин объясняется прежде всего характером и спецификой работы наших выпускников.
КОРР. Не все, видимо, согласятся с доводом о мужской предпочтительности в сфере международных отношений. Осталась ли за студентами института привилегия "отсрочки" службы в Советской Армии?
Р. О. После первого курса все студенты, не служившие в армии, в обязательном порядке призываются на общих основаниях в Вооруженные Силы.
КОРР. Учитывается ли при поступлении национальность? В частности, в одном из писем утверждается, что институт "наглухо закрыт" для советских граждан еврейской национальности, в другом предполагается, что их представительство там чрезмерно.
Р. О. Ограничений по национальности для поступающих не существовало и не существует. Интернациональный по составу студенческий и преподавательский коллектив института насчитывает в своих рядах представителей почти 40 наций и народностей СССР.
Число студентов упомянутой национальности вполне пропорционально ее представительству в составе населения страны.
КОРР. В чем же, на ваш взгляд, причина негативного образа МГИМО в широком общественном мнении? ("Кастовый институт", "лицей века", "глухая стена вокруг" и т. д. - из писем.)
Р. О. Думаю, в широком смысле слова ответ на этот вопрос был дан еще в апреле 1985 г. Было бы неверно замалчивать то обстоятельство, что в течение многих лет, вплоть до середины 80-х годов, МГИМО был зоной вне критики. За это время в институте действительно накопилось много негативных явлений и острых проблем.
В последнее время положение изменилось. Обновлено практически все руководство института и факультетов, решаются вопросы кадрового укрепления кафедр, строгий спрос предъявлен к тем, кто уклоняется от перестройки или препятствует ей (к сожалению, есть и такие).
С другой стороны, вышеупомянутые оценки являются следствием недостаточной гласности и информированности, незнания истинного положения дел, касающихся института.
КОРР. Оправданна ли, на ваш взгляд, нынешняя система допуска к экзаменам при наличии рекомендаций обкомов и райкомов партии? Ведь их утверждение нередко формализованно, что стимулирует карьеристские побуждения, общественную активность по расчету, может способствовать просачиванию в институт не самых достойных.
Р. О. На мой взгляд, нынешняя система предоставления рекомендаций вполне оправданна. Вряд ли можно согласиться с обоснованием этого вопроса, практика свидетельствует об обратном. За многие годы число "рекламаций" на наших выпускников по причинам морально-этического характера исчисляется лишь единицами. Республиканские, областные и районные партийные комитеты настолько строго и взыскательно подходят к выдаче своих рекомендаций, что, например, в этом году некоторыми парторганами не было выдано ни одной.
КОРР. Несколько лет назад некоторое удивление вызывал невысокий конкурс на вступительных экзаменах - 2 - 3 человека на место. На что могут ориентироваться абитуриенты "эпохи перестройки"?
Р. О. Наибольший конкурс был в этом году на факультете международных отношений (западное отделение) - 32 человека на место. Повысился конкурс и на других факультетах - в полном соответствии! с требованиями реконструкции "кузницы дипломатических кадров". Ведь большая часть работников, профессионально участвующих в реализации внешнеполитической линии КПСС и Советского государства, - наши выпускники.
Смотрите также:
- "КРУГЛЫЙ СТОЛ" В ОБЩЕСТВЕ "ЗНАНИЕ". Нужен рынок знаний →
- Соединят ли университеты со школами? →
- Новые горизонты →