Перестроечные процессы - очень динамичные, гибкие, нуждаются прежде всего в кадровом обеспечении, где необходим высокий профессионализм. Традиционная система образования, к сожалению, очень инерционна. Но стоит ли изобретать велосипед? Может быть, вернуться к, увы, хорошо забытому старому - народным университетам, "реанимировать" их? Этот вопрос стал темой "круглого стола", проведенного во Всесоюзном обществе "Знание". Его участники: В. К. АРСЕНКИН - доктор философских наук, ученый секретарь Центрального совета народных университетов; Г. Б. БОБОСАДЫКОВА - зам. председателя Правления Всесоюзного общества "Знание"; И. Ф. БАЙДЮК - доктор экономических наук, профессор МАИ; Б. С. ГЕРШУНСКИЙ - доктор педагогических наук, зав. лабораторией АПН СССР; А. С. КАПТО - зав. Идеологическим отделом ЦК КПСС; М. Д. МАТИЕВСКИЙ - кандидат юридических наук, ректор народного университета из Краснодара; В. М. РОМАНОВ - кандидат технических наук, ректор народного университета из Свердловска; Д. Б. ФИНГАРЕТ - проректор народного университета из Москвы; Г. Х. РОТБЕРГ - зав. отделом Института физики АН Латвийской ССР, поделились своими мыслями по этому вопросу.
ГЕРШУНСКИЙ. Мы не можем ждать, пока получим новое поколение профессионально подготовленных людей, которые могли бы активно включиться и гибко перестраиваться в той социально-экономической структуре, которая тоже быстро меняется. Во всем мире это осознается, это осознается и у нас Последнее выступление М. С. Горбачева на Пленуме ЦК КПСС четко показывает приоритеты образовательной сферы. Но, к сожалению, именно неформальное образование взрослых у нас развито очень плохо.
А ведь общество "Знание" имеет немало народных университетов, где накоплен большой опыт. Если мы будем на него опираться, естественно, повысив качество работы народных университетов, имея в виду материально-техническую базу, состав лекторов, то, может быть, это будет то звено, уцепившись за которое можно будет начать вытаскивать всю сеть неформального образования взрослых.
КАПТО. Говоря о духовности и нравственности, мы и на этом направлении очень многое растеряли. Посмотрите, какой интересный генезис этого явления. Истоки народных университетов - это воскресные школы, у истоков этого движения были Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов. Некоторые из них стали называться народными рабочими университетами, и это действительно были школы для народа.
Этот опыт был закреплен в первые годы после революции созданием рабфаков, а потом - широкой сети различных формирований, которые давали возможность выходить на самые широкие аудитории.
В концептуальном плане, мне кажется, что, с одной стороны, мы должны идти по пути совершенствования существующей системы народных университетов, отбросив все показное. С другой стороны, есть целая система новых форм неформального образования взрослых, это экспресс-университеты, каникулярные школы, консультационные пункты, курсы и школы менеджеров, курсы по изучению иностранных языков и т. д.
ФИНГАРЕТ. Система народных университетов в стране оказалась в кризисном состоянии. Многие тысячи псевдонародных университетов, числившихся по статистике в организациях "Знание", профсоюзах, научно- технических обществах, министерствах и ведомствах, миллионы их слушателей в действительности существовали только на бумаге.
В исправлении создавшегося положения, явно не соответствующего интересам перестройки, мог бы помочь Центральный совет народных университетов, существующий с 1968 г. Но похоже, что он в настоящее время пребывает в состоянии пассивности и растерянности. Нам кажется, что самым лучшим вариантом решительного улучшения состояния дел с народными университетами, очищения их от всякого рода негативных наслоений, привлечения их к активному участию в формируемой системе непрерывного образования является создание ассоциации народных университетов.
РОТБЕРГ. Народный университет Латвии имеет историческое прошлое. Долгие годы умалчивался факт, что левыми партиями в 20-е годы был образован Рижский народный вуз. Сейчас по некрологам мы можем судить, что многие известные у нас люди в то время были либо выпускниками этого университета, либо его преподавателями.
И сейчас у нас наряду с практикой народных университетов бурное развитие получила система образования взрослых по актуальным проблемам дня: рыночной экономике, историческому наследию. Широко проводит переподготовку специалистов общество юристов республики. На рынке новых знаний уже наблюдается конкуренция.
Сейчас знания стоят денег. К примеру, в эти дни в Риге проходит семинар, организованный клубом менеджеров республики, а преподавателем выступает бизнесмен из Швеции, который обучает латвийскую аудиторию, как нужно экспортировать товары для широкого шведского рынка. Я не хочу сказать, что это наш профиль, но если система народных университетов не встанет в шеренгу тех объединений, которые уже завоевали рынок знаний, то либо нам надо провести окончательный демонтаж, либо заявить, что мы ушли в историю. Мы подкрепляем сейчас новый корпус депутатов. Либо они будут доверять нашим педагогическим услугам, либо нет. Есть и особый вопрос - материальное положение, техническое обеспечение системы народных университетов. Мы давно на самофинансировании, хотя были соответствующие постановления ЦК Компартии Латвии, где предписывалось министерствам, ведомствам оказывать нам помощь в финансировании и т. д. Но почему у нас нет юридических прав?
БОБОСАДЫКОВА. Отдельные субъективные мнения, что общество "Знание" теперь вне народных университетов, являются ошибочными. Да, были мнения, что общество "Знание" должно заниматься лишь народными университетами общественно-политического типа и народными университетами лекторского мастерства.
В связи с этим был ликвидирован отдел народных университетов при Правлении общества "Знание". Кроме этого, сокращение штатов общества "Знание" шло именно за счет работников этих отделов.
Общество "Знание" - это та организация, которая могла бы под своим знаменем сегодня повести и объединить народные университеты. Может быть, нам нужно иметь совет по образованию взрослых, или его как-то назвать по-другому, но в нем бы соединились и общественная форма образования, и пропаганда знаний, и государственная система образования взрослых. Это и есть непрерывное образование, столь необходимое нам сейчас.
БАЙДЮК. Раньше университеты действительно были духовным носителем знаний, потому что они возглавлялись лучшими нашими учеными. Я еще пацаном ходил в Политехнический музей на лекции, чтобы познавать, расширять знания, совершенствовать профессию.
Возьмем день сегодняшний. Если инженер использует из полученного металла только 30% конструкций, какой это инженер? Какой он инженер, если он вес сельскохозяйственной машины увеличивает вдвое, втрое, теряется урожай на 30 - 40%. Вот где экономика начинается! У нас же разрозненны стыки разных областей знаний! Поэтому, несомненно, университеты должны быть. И доверить их надо ученым, науке.
АРСЕНКИН. Примерно 12% университетов работают свыше 20 лет, 40% - более 10 лет, 30% - более 5 лет (от общего количества университетов в стране). На мой взгляд, вопрос решается не в том, быть или не быть университетам, а какими им быть. Приведу в этой связи такие тревожные факты. Если в 50-е годы наша страна по коэффициенту интеллектуализации молодежи была на третьем месте в мире, то в 1985 г. мы оказались на 42-м месте, а к 1987 г. - на 57-м. По данным Госкомстата СССР, до недавнего времени на образование, обучение, повышение квалификации работающими мужчинами затрачивалось от 6 до 10 минут в день, колхозниками - 4 минуты в день в среднем. Эти реалии сегодняшнего бытия не могут не учитываться.
МАТИЕВСКИЙ. Для народного университета Краснодарского края такие слова, как застой, тупик, неприемлемы вообще. Университет существует 30 лет. Если бы у нас была должная материально- техническая база, мы бы не только 2,5 тыс. обучающихся сегодня имели, а вдвое больше.
У нас более 20 факультетов Можно выучить любой язык - китайский, японский. Слушатели изучают культуру и языки народов СССР.
Однако университет находится в подвальном помещении. Мы арендуем здание в университете, на юридическом факультете, где я работаю, в Кубанском университете, в вузах, школах. Вот что нам мешает сегодня, а не те организационные вопросы, которые здесь обсуждаются.
Что касается целей и задач народного университета, анализируя опыт работы, я считаю, что мы не должны перехватывать инициативу у государственных учебных заведений, у народных университетов, должны быть иные цели и задачи. Нельзя превращать народный университет в кооператив, торгующий знаниями. Но как выжить? Как закрепить хорошо подготовленные кадры? Это очень сложный вопрос, ведь хорошая работа должна хорошо оплачиваться.
РОМАНОВ. Я представляю один из шести университетов, которые работают в рамках Уральского политехнического института. Будучи работниками радиотехнического факультета, мы наблюдаем, как из года в год растет разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к специалистам, которых выпускает вуз, и их фактическим уровнем. Это следствие консервативности нашей высшей школы. Наша основная задача - ликвидация этого существующего разрыва. Университет пользуется огромной популярностью, потому что мы непрерывно отслеживаем наиболее перспективные направления, по которым следует вести обучение, и повышаем квалификацию специалистов.
Приведу пример. В нашем университете одно из направлений - микропроцессорная техника. Мы начали готовить специалистов по этой специальности с 1976 г., а в программах вузов эта дисциплина стала появляться только через 10 лет.
Желающих к нам поступить очень много. Но такие знания нельзя давать только на бумаге. Нам нужны техника и материальная база.
КАПТО. В ходе нашей дискуссии обнаруживается, что, по сути дела, мы даже не знаем своих прав. Мы сейчас накануне принятия Закона об общественных организациях. Там есть соответствующие разделы, которые касаются общества "Знание". Я принимал участие в подготовке проекта этого закона. В данном случае я веду к тому, что принятие этого закона откроет возможности решать юридические аспекты, потому что без законодательной основы, без обозначения юридических рамок нам не обойтись.
ГЕРШУНСКИЙ. Я думаю, что решающим вопросом все-таки является качество работы народных университетов.
Есть и еще одна функция, которая лежит на обществе "Знание", - мы не можем пассивно изучать потребности. Мы их должны активно формировать.
КАПТО. Сегодня в дискуссии был затронут ряд интересных проблем. Это и качество учебного процесса, это и структурные вопросы, без которых мы не можем продвинуться вперед ни на шаг.
Поэтому мне кажется, хорошо было бы с набором этих вопросов обратиться к читателям, активистам общества "Знание" включить их в разговор. Я уверен, что обнаружатся новые проблемы, новые вопросы. Потом мы могли бы еще собраться для того, чтобы выйти на вынесение каких-то фундаментальных положений - для руководства общества "Знание", если надо - для правительства, для общественных организаций. Но то, что это дело гуманистическое, большого звучания, - мы должны защищать и дальше двигать, - лично у меня нет никаких сомнений.
Участники "круглого стола" и редакция надеются, что вы, уважаемые читатели, продолжите этот разговор. Ждем ваших предложений.
Подготовила Л. НОВИКОВА