Примерное время чтения: 4 минуты
117

Вузы попадут в яму. Демографическую

В УНИВЕРСИТЕТЕ со мной учился кореец Ли Хён Мо. Было ему уже за 30, и он получал третье (!) высшее образование. "Чем больше у тебя образования, тем ты более компетентный специалист", - объяснял Ли.

НАШЕ время, предельно насыщенное информацией и глобализацией, диктует свои требования к тому, что должен знать и уметь человек. Каким будет высшее образование ХХI века?

Спрос на образование растет во всем мире. По данным ЮНЕСКО, численность студентов за последние 40 лет выросла в 6 раз. Если в 2000 г. в вузах мира учились 82 млн. чел., то в 2015 г. студентов будет около 97 млн., а в 2025 г. их число перевалит за 100 млн.

В российской столице сейчас более 400 вузов. Количество студентов в Москве за последнее десятилетие выросло в 1,5-2 раза. Правда, опытных педагогов не хватает. Существует разрыв поколений. Есть молодые, 26-28-летние, преподаватели, вчерашние аспиранты. И есть преподаватели предпенсионного и пенсионного возраста. Между этими людьми - разница в два-три десятилетия. "Нарушена преемственность опыта, - говорит ректор Московского гуманитарного университета (МосГУ) Игорь Ильинский. - От этого качество образования в будущем может сильно пострадать. Уже сейчас из тех, кто учится в аспирантуре, только 25% собираются остаться на преподавательской работе или уйти в науку. Для остальных аспирантура - вопрос престижа или способ избежать армии".

Еще одна проблема: наша система образования неотвратимо приближается к демографической яме (в период с 1990 по 1998 г. в стране произошло резкое снижение рождаемости), из-за чего часть вузов будет вынуждена закрыться, а часть преподавателей останется без работы. По данным Минобрнауки, прием в вузы в 2009 - 2019 гг. сократится на 40-50%. Сложится ситуация, что мест в вузах будет больше, чем выпускников школ. Конкурс резко упадет, придется пересматривать всю систему обучения.

У Ильинского, доктора философских наук, свое видение того, каким должно быть высшее образование ХХI века: "Образование становится массовым и узко-специализированным. Студент бросает все силы на углубленное изучение своей специализации, и это правильно: мы живем в то время, когда профессионализм должен достигать высочайшего уровня. Но этого мало. Нельзя тиражировать только "специалистов" (по сути - ремесленников), этакого человека-функцию. Параллельно надо готовить деловую, политическую элиту, которая будет иметь широкий взгляд на мир и соответствующий спектр знаний. Если этот слой исчезнет и нами станут управлять "специалисты", миру придет конец.

Образование должно помочь нашим потомкам лучше понять себя и свои проблемы.

ВО ВРЕМЕНА СССР высшая школа всегда шла впереди промышленности. Вузы готовили специалистов под те отрасли, которые только набирали обороты. А как теперь? "Система госзаказа постепенно возобновляется, но, думаю, рынок и здесь внесет кое-какие коррективы, - поясняет директор Института гуманитарных исследований МосГУ Валерий Луков. - При корпорациях тоже появится высшая школа, она будет готовить специалистов для своих нужд. А государству ничего не останется, как принять это к сведению и попытаться конкурировать в этой сфере. "Мертвые" специальности устранятся сами собой, как, например, произошло после краха социалистической системы со специальностью "историк КПСС".

Что касается возраста будущих студентов и слушателей академий, то, согласно прогнозам исследователей, наряду с 17-летними выпускниками школ возрастет доля тех, кто пришел на студенческую скамью, уже будучи взрослым человеком. "Среди наших слушателей редко встретишь людей моложе 30. Все они, как правило, уже состоявшиеся люди", - говорит Владимир Зинов, декан факультета инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства, где читают курсы по "управлению интеллектуальной собственностью". Кроме того, есть категория людей, которым нравится учиться, и они готовы делать это на протяжении всей жизни. Наблюдения показывают, что процент таких граждан тем больше, чем выше уровень жизни общества.

Для современных студентов компьютер стал основным поставщиком информации. Не станет ли образование ХХI века целиком дистанционным? "Думаю, студенты следующих поколений будут значительную часть информации усваивать на дому, но по-прежнему посещать лекции и семинары. Живое общение, непосредственная передача информации от профессора к студенту, - утверждает Валерий Луков, - такая форма контакта помогает лучше запоминать материал".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно