Примерное время чтения: 8 минут
146

В XIII и XIV пятилетках капитальные вложения в народное образование возрастут в 2 - 3 раза. Образование и общество

20 - 22 декабря в Кремлевском Дворце съездов проходил съезд работников народного образования СССР. Более 5 тыс. делегатов представляли на нем много миллионную армию учителей школ, воспитателей детских дошкольных учреждений, интернатов, детских домов, преподавателей вузов, техникумов, профтехучилищ.

С докладом выступил председатель Государственного комитета СССР по народному образованию Г. А. ЯГОДИН.

ПРЕДЛАГАЕМ осуществить серьезные, революционные перемены в деятельности нашей школы, сказал он. Они касаются и структуры, и содержания среднего образования.

Всеобщая одиннадцатилетняя школа должна обеспечивать общее образование, т. е. уровень знаний, трудовых навыков, культурного развития и самостоятельности мышления, который необходим для деятельного участия молодого человека в общественно-политической жизни страны, для постоянного роста профессионализма и всестороннего развития личности. Она состоит из трех ступеней, соответствующих трем основным этапам развития ребенка: детству, отрочеству и юности.

Первая ее ступень - начальная школа - развивает способности, учит общению, умению учиться, основам личной гигиены, эстетической, нравственной и физической культуре. Мы считаем, что обучение в начальной школе можно начинать и с 6, и с 7 лет, в зависимости от уровня развития и природных способностей ребенка без дополнительных условий. Длительность обучения также может меняться от 3 до 4 лет. Важно, чтобы в начальной школе ребенок обязательно приобрел умения и навыки, необходимые для обучения в школе второй ступени.

Задача второй ступени - формирование представлений о природе, обществе и человеке, основ материалистического миропонимания и общечеловеческих норм морали, обеспечивающих общекультурное развитие личности, необходимое для получения полного среднего образования. На этой ступени продолжаются активные поиски сферы приложения природных дарований ребенка. Надо всячески поощрять и стимулировать участие школьников в работе всевозможных кружков, студий, факультативов. Здесь начинается дифференциация содержания образования в сочетании с самоопределением школьника, его профессиональной ориентацией.

Третья ступень завершает среднее образование. Наряду с изучением обязательных дисциплин школьнику предоставляется возможность самостоятельного выбора ряда предметов для углубленного образования в какой-либо сфере в зависимости от его индивидуальных способностей.

Такой подход позволяет учитывать и сочетать в образовании потребности общества и максимальное развитие возможностей каждого учащегося.

Очень важная для нас проблема - учебники. Их должно быть много и разных. Мы предлагаем новый порядок отбора рукописей и издания учебников. Учебник может написать любой специалист. Рукопись направляется в экспертную комиссию, которая оценивает ее научный уровень и степень методических новаций, дает заключение об отражении в нем обязательных программных требований. Получивший одобрение учебник печатается небольшим тиражом и рассылается по республикам и областям так, чтобы учителя могли познакомиться с новинкой, поработать с ним год - другой. Если учебник понравился, совет школы направляет заявку в издательство. Понятно, что большими тиражами будут издаваться только учебники, набравшие соответствующее число заявок. Тогда мы будем иметь набор учебников по каждому предмету.

УЧИТЕЛЬ - центральная фигура перестройки школы. От его позиции, качества его работы зависит скорость перестройки, ее. Большинство учителей (72% по данным социологического исследования) хотят перемен в школе, поддерживают перестройку, но, к сожалению, половина не знает, как и что надо делать.

Эти данные, интерес к опыту учителей-новаторов говорят о предельной остроте проблемы повышения квалификации педагогов. Нуждается в коренных переменах работа института повышения квалификации. Но им одним этой ноши не поднять - в стране 5 млн. преподавателей! Уже начали работу клубы творческой педагогики. Возникла ассоциация педагогов-исследователей. Создается творческий союз учителей. Но и этого недостаточно. Надо эффективнее использовать возможности методических и других журналов.

Особое место в перестройке системы образования занимает педагогическая наука. В настоящее время в ее адрес звучит острая и во многом справедливая критика.

В этих условиях Совет Министров СССР принял постановление о реорганизации АПН. Она должна стать подлинным штабом педагогической науки. Конкурсные начала при финансировании исследовательских проектов, создание временных научных коллективов, авансирование новаторских, перспективных работ - вот чего мы ждем от нашей педагогической академии.

СТРОИТЬ образование и воспитание в отрыве от национальной культуры, - сказал докладчик, - значит считать учащихся людьми без роду и племени. Именно несформированность национального самосознания, неподготовленность в национально- культурных вопросах чаще всего создает благоприятную почву для деформаций в межнациональных отношениях, проявлений национального эгоизма.

Мы решительно поддерживаем расширение прав учебных заведений, местных Советов республик по совершенствованию преподавания национальной культуры, истории народа, национальному языку. В определении содержания национально-исторического знания не следует сбиваться и на другую крайность, когда история, литература рассматриваются с позиций только одной нации, а остальные народы, проживающие на территории республики, исключаются из исторического процесса и даже самой сегодняшней жизни.

Горько и обидно было видеть в Нагорном Карабахе, Прибалтике детей с лозунгами, смысла которых они не понимают. Партийное собрание преподавателей Степанакертского пединститута приняло резолюцию о невозможности совместного обучения азербайджанцев и армян. Создается впечатление, что некоторые лидеры экстремистского толка пытаются использовать детей как разменную монету для нагнетания обстановки, давления на органы власти, не думая о последствиях.

Что же касается так обострившегося в последнее время вопроса о языке обучения, то здесь мы убеждены: следует сохранить демократический принцип его свободного выбора самими учащимися и их родителями. Но при этом необходимо создать условия и всемерно поощрять изучение языка коренного народа республики всеми проживающими на ее территории учащимися и студентами других национальностей. Стоит подумать об издании учебников, где учебный материал излагается сразу на двух языках.

НАРОДНОЕ образование выполняет важные задачи по военно-патриотическому воспитанию, подготовке молодых людей к службе в Вооруженных Силах СССР. Однако во многих школах начальная военная подготовка ведется на низком уровне. Больше половины военруков не имеет военного образования, часть не служила в армии. В московских школах каждый третий военрук старше шестидесяти лет. Вряд ли целесообразно заставлять девушек 9 - 10-х классов заниматься строевой подготовкой, изучать уставы. Министерство обороны СССР согласилось с нашими предложениями о сокращении программы начальной военной подготовки для девушек. Теперь они будут изучать только гражданскую оборону и санитарное дело.

Что касается вузов, то призыв студентов на военную службу после второго курса, двухгодичный перерыв в обучении несовместимы с задачей повышения качества подготовки специалистов.

Горячо одобряя объявленное М. С. Горбачевым в ООН сокращение Вооруженных Сил страны на 500 тыс. человек, мы надеемся, что это поможет незамедлительно решить вопрос о восстановлении отсрочки от призыва студентов высших учебных заведений.

КОНЦЕПЦИЯ непрерывного образования предлагает получение профессионального образования, как правило, на базе средней общеобразовательной школы. Какое-то время мы сохраним профессионально-техническое образование на базе второй ступени средней школы. Постепенно часть профессионально-технических училищ будет преобразована в общеобразовательные школы с профессиональным уклоном. Другая же часть - в училища, дающие профессию на базе среднего образования - высшие профессиональные училища, для подготовки и рабочих высшей квалификации, и специалистов среднего звена для обслуживания сложных автоматизированных систем, информационных технологий и т. п.

ОДНОЙ из важнейших причин отставания образования от потребностей общественного развития, подчеркнул докладчик, остается низкий уровень его материального обеспечения. И сегодня, несмотря на усиление внимания общества к этим проблемам, мы по-прежнему существенно отстаем от развитых стран по размерам и структуре вложений в образование.

В 1986 году образованию было выделено 6,8% национального дохода. США в этом же году вложили 12%. Конечно, можно сказать, что они богаче. Но если и мы хотим когда-нибудь стать богатыми, совершенно необходимы опережающие вложения в образование. То, что вложения в образование самые выгодные и самые эффективные, - стало прописной истиной для всего мира.

В XIII и XIV пятилетках предполагается увеличение капитальных вложений в народное образование в 2-3 раза. В документах, подготовленных к съезду, сказал в заключение Г. А. Ягодин, тот горизонт, который мы видим сегодня. Завтра увидим дальше, шире - и переставим вехи.

* Выступления делегатов съезда читайте на с. 6 - 7.

* * *

40 % делегатов составляли учителя и руководители школ, 15% - преподаватели профтехучилищ и техникумов, 8,5% - работники системы повышения квалификации. Среди делегатов были и те, кого мы называем педагогами-новаторами.

Но, к сожалению, получившего всемирную известность воспитателя и педагога Б. Никитина среди делегатов съезда не было, так же как и ленинградского учителя литературы Е. Ильина и московской учительницы С. Лысенковой.

Отбирая выступления для публикации, мы стремились представить читателям две противоположные точки зрения, заявившие о себе на съезде, - прогрессивную и консервативную, поскольку каждая из них имела много сторонников.

Да, выступления педагога-новатора Ш. Амонашвили и ученого Э. Днепрова, разработавшего концепцию всеобщего среднего образования, были поддержаны делегатами съезда. Но не менее бурно зал аплодировал директору школы из г. Копейска А. Бароненко, высказавшему сомнения относительно выборности руководителей школ и педагогики сотрудничества.

Столкновения на съезде лишний раз напоминают нам, что реформа системы образования будет делом долгим и нелегким, поскольку противодействующие ей силы имеют немалую поддержку.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно