М. ПРУДНИКОВ, кандидат исторических наук
97,2% старшеклассников в 1981/82 учебном году было охвачено трудовым обучением.
2250 учебно-производственных комбинатов насчитывалось в стране в 1982 году.
ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ во всех областях жизни нашего общества произошли глубокие качественные изменения, значительно возросли духовные запросы людей. За всю историю страны нынешнее молодое поколение - наиболее образованное и подготовленное профессионально. Оно выросло в условиях социализма, постоянного подъема благосостояния, в условиях мира. Наши дети - единственный привилегированный класс нашего общества - сейчас имеют все необходимое для гармоничного развития: бесплатное образование, доступное каждому, Дома пионеров, клубы, стадионы, библиотеки - всего не перечислить. Государство открывает перед ними все возможности, но вместе с тем в этих условиях значительно расширяется и усложняется круг вопросов, касающихся трудового воспитания. Подчас высокая образованность молодых сочетается с недостаточно ответственным отношением к труду. Беспокоят запоздалое гражданское становление, иждивенчество некоторых молодых людей, их нежелание трудиться там, где требуется обществу сегодня.
Многие школьники не владеют элементарными трудовыми навыками, пренебрежительно относятся к физическому труду. Лишь 24 проц. выпускников идут работать по специальности трудового обучения, к которой готовят их в школе. У части молодежи не пользуются популярностью ведущие профессии народного хозяйства - станочника, металлурга, шахтера, животновода, строителя.
Это является следствием того, что в ряде школ профориентационная работа сводится лишь к профагитации, носит абстрактный характер. В воспитании у школьников любви к труду порой недостаточно используются широкие возможности школьных программ по всем предметам. В части школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов, цехов предприятий низок уровень занятий по труду, отсутствует должное внимание к воспитательной роли уроков труда. Имеются упущения в организации общественно полезного труда в течение учебного года и в летний период. Требуют улучшения деятельность трудовых объединений школьников, качественный состав учителей труда и мастеров производственного обучения.
Недостатки и трудности имеются пока в развитии материальной базы трудовой подготовки учащихся.
Все это делает насущным усиление комплексной, систематической деятельности по трудовому воспитанию, охватывающей все стороны учебно-воспитательного процесса, требует значительного повышения качества работы по профессиональной ориентации детей и подростков. В речи на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов особо подчеркнул: "Надо твердо проводить курс на то, чтобы прививать школьнику привычку и любовь к полезному труду. Это может быть труд физический или умственный, но обязательно настоящий труд - производственный, нужный обществу".
УЧЕБА И ТРУД РЯДОМ
Будущее рабочего класса и колхозного крестьянства, а следовательно, успехи в строительстве коммунизма во многом зависят от воспитания подрастающего поколения. Важное место в формировании у молодежи умения и готовности трудиться в сфере материального производства занимает общеобразовательная школа. В одиннадцатой пятилетке более чем половине выпускников школ народное хозяйство предложит работу в сфере материального производства и обслуживания.
"В современной школе - отмечалось в Отчетном докладе ЦК ВЛКСМ XIX съезду комсомола, - учеба и труд идут рядом, воспитывают вместе".
Трудовое обучение и воспитание школьников осуществляется в процессе изучения предметов общеобразовательного цикла, на уроках труда, при взаимодействии с трудовыми коллективами, в воспитательной работе во внеурочное время, в семье. Широкое призвание завоевала летняя трудовая четверть, проходящая под девизом "Мой труд вливается в труд моей республики!". Около 10 млн. школьников ежегодно получают закалку в трудовых объединениях. Все большее распространение получают учебные цеха на предприятиях. В 1981/82 учебном году в них обучалось 9,6 проц. учащихся старших классов.
Положительно зарекомендовало себя содружество школы, профессионально-технического училища и базового предприятия. Перспективной является организация комплексов "школа-ПТУ-завод".
В целях улучшения профориентационной работы во многих школах действуют службы профориентации, организуются профориентационные клубы, лектории, проводятся комсомольские собрания под девизом "Земля отцов - наша земля", "В биографию Нечерноземья впишем наши имена" и т. д. В практику работы вошло составление единых планов комплектования профессионально-технических, средних специальных учебных заведений и девятых классов общеобразовательных школ, проведение "Дней открытых дверей".
Все это приносит положительные результаты. Так, за 1975 - 1980 гг. число учащихся, принявших в школе решение поступить в ПТУ, выросло с 20 до 35 проц.; родителей, ориентирующих своих детей на этот путь, - с 22 до 39 процентов. Ежегодно свыше 900 тыс. юношей и девушек после окончания школы приходят в сферу материального производства.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ
Многое сделано в нашей стране, но много еще предстоит сделать. Пути дальнейшего совершенствования подготовки молодежи к жизни и труду определены "Комплексной программой дальнейшего совершенствования подготовки и воспитания достойного пополнения рабочего класса и колхозного крестьянства в свете решений XXVI съезда КПСС (1982 - 1985 гг.)", которая была утверждена в октябре 1982 г. Она предусматривает меры по усилению взаимодействия школы, семьи, общественности в повышении эффективности трудового обучения, преподавания общественных дисциплин, факультативов, кружков в школах и внешкольных учреждениях, где у подростков воспитывается трудолюбие, уважение и готовность к труду. Практическое осуществление программы явится важнейшим шагом в деле подготовки и воспитания молодого пополнения рабочего класса и колхозного крестьянства.
В докладе на торжественном заседании, посвященном 66-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, товарищ Г. В. Романов призвал работников всех звеньев народного образования готовить достойную смену рабочему классу, крестьянству, интеллигенции. Все это относится и к нашей школе и к системе профессионально-технического обучения, которые стоят на пороге важной реформы.