47

Плата за обучение в наиболее престижных частных школах Англии доходит до 6 тыс. фунтов в год. Средняя школа на Западе сегодня

В последние десятилетия в развитии образования в капиталистических странах произошли значительные сдвиги: изменившиеся условия труда, научно-техническая революция потребовали участия в производстве нового, хорошо вооруженного знаниями человека. Это заставило правящие круги стран Запада радикально пересмотреть организацию школьного дела.

Среднее образование, носившее в прошлом элитарный характер и предназначавшееся в основном для детей буржуазии, высокопоставленных чиновников и потомственной интеллигенции, стало теперь массовым. Срок обязательного обучения был продлен до 9 - 10 лет. Двенадцатилетнюю среднюю школу заканчивают сегодня в США около 80%, а в Японии - свыше 90% всей молодежи. Значительно увеличились контингенты учащихся средних школ и в западноевропейских странах.

"ШКОЛА ЛИДЕРОВ"

В ряде капиталистических стран существуют привилегированны" частные школы. Их классические образцы - так называемые "публичные школы" в Англии и "независимые школы" в США. В большинстве своем это интернаты, имеющие хорошо оборудованные классные комнаты и лаборатории, библиотеки, спортивные сооружения. Здесь работают тщательно отобранные преподаватели; количество учащихся в классах вдвое, а то и втрое меньше, чем в государственных школах.

В отличие от государственных школ, где в результате длительной борьбы трудящихся введено бесплатное обучение, привилегированные частные школы взимают очень высокую плату за обучение, и это открывает их двери в основном лишь детям социальной верхушки. В середине 80-х годов в наиболее престижных "публичных школах" Англии (Итон, Харроу и т. д.) плата за обучение доходила до 6 тыс. фунтов в год. (Эта сумма почти равняется годовому заработку начинающего учителя.)

Для школ такого типа характерны не только более высокий уровень образования, но и царящая там атмосфера кастовости, возможность установления разнообразных связей, полезных для будущей карьеры. Выпускникам этих школ отдается предпочтение при приеме в наиболее престижные университеты.

Численность учащихся привилегированных частных школ невелика. В Англии они составляют менее 5% всех школьников. Но более половины министров, дипломатов, генералов и адмиралов, епископов - бывшие питомцы этих "паблик скулз".

Отметим, что режим этих школ отнюдь не предполагает бытового комфорта, изысканной еды и т. п. Напротив, на первый план выдвигается закалка. Подчас случается так: чем респектабельнее и, стало быть, дороже школа, тем более суровые условия существуют там для воспитанников. Спальни в "публичных школах" не отапливаются - как и раздевалки при спортивных залах. В некоторых из школ воспитанники ходят в шортах и принимают холодный душ даже зимой, когда вокруг лежит снег. Считается, что подобные спартанские условия способствуют воспитанию твердости духа, выносливости, самообладания, т. е. таких черт характера, которые необходимы будущим лидерам.

ПРЕДМЕТЫ ПО ВЫБОРУ

Как в государственных, так и в частных школах осуществляется дифференцированное обучение. Оно начинается уже в неполной средней школе, как правило на 7 - 8-м году обучения, и происходит главным образом в виде факультативных занятий, на которые отводится до 15 - 20% учебного времени. Например, одни учащиеся выбирают углубленное изучение языков или математики, другие - ручной труд. Очевидно, что тот или иной выбор в значительной мере связан с социальным положением семьи. Но все же в неполной средней школе дифференциация обучения носит предварительный характер.

Решающий этап дифференциации наступает в большинстве западных стран после окончания неполной средней школы, когда ее выпускников в возрасте 14 - 15 лет ориентируют либо на профессиональную подготовку, либо на продолжение общеобразовательной учебы в полной средней школе. Система профессиональной подготовки имеет широкий спектр направлений - от одногодичных курсов до технических, коммерческих, сельскохозяйственных школ с 3 - 4-летним сроком обучения.

В свою очередь в старших классах общеобразовательных школ обучение также строго дифференцированно, хотя осуществляется это в разных странах разными путями.

Во французских лицеях (полных средних школах) в двух старших классах (11-й и 12-й годы обучения) создаются четыре направления: гуманитарное, социально-экономическое, естественнонаучное и техническое. Каждое направление делится на секции. Например, внутри естественнонаучного направления выделяются секции "математика и физика" и "математика и биология", а техническое направление представлено рядом специализированных секций, таких, как "механика", "электротехника", "электроника". Различия" между ними весьма значительные.

Профилирующие дисциплины занимают большую часть учебного времени, а выпускники получают специализированный аттестат зрелости, открывающий путь по соответствующему направлению в высшую школу.

В США, Англии и некоторых других западных странах существует система "предметов по выбору". В американской старшей средней школе (9 - 12-й или 10 - 12-й годы обучения) обязательными предметами являются только английский язык, обществоведение, одногодичный курс математики и естествознания, физкультура. Число же "предметов по выбору" доходит до нескольких десятков; на них отводится до 70% учебного времени.

Учащиеся, которые готовятся к поступлению в высшую школу, главное внимание уделяют углубленному изучению академических дисциплин соответствующего профиля (английский и иностранные языки, история, география, предметы естественно-математического цикла). Возможен также выбор новых учебных курсов, ранее не входивших в школьные программы, таких, например, как антропология, социальная психология, основы экологии и т. п. Те же, кто не собирается поступать в университет или колледж, обычно отдают предпочтение учебным предметам практического цикла, таким, как машинопись и стенография, техническое черчение и автомеханика, электроника и основы земледелия и т. п. Специально для девушек предназначены такие учебные курсы, как экономика домашнего хозяйства, уход за ребенком.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Осуществляемая в старших классах зарубежных средних школ глубокая дифференциация обучения имеет свои преимущества. Она дает возможность обстоятельно изучать профилирующие дисциплины, включать в них материал, выходящий за рамки традиционных школьных программ, знакомить учащихся с новейшими достижениями науки. Все это, безусловно, способствует эффективной подготовке будущих высококвалифицированных специалистов.

Систему дифференцированного обучения на Западе в нынешней форме не следует, однако, идеализировать. Ее наиболее уязвимое место - порядок распределения учащихся на разные направления учебы. Формально оно должно осуществляться в соответствии с индивидуальными способностями. Но до сих пор нигде не найдены надежные методы, с помощью которых можно было бы более или менее точно определить подлинный уровень интеллекта подростка. Многих учащихся на основании весьма сомнительной диагностики объявляют "органически неспособными" к направлениям учебы, требующим значительных интеллектуальных усилий.

Такое решение - источник глубокого разочарования для родителей. Сам ребенок постепенно проникается мыслью о том, что он "неполноценен вследствие отсутствия способностей". Фактически и тут отбор носит социальный характер: подавляющее число таких детей - выходцы из семей рабочих и крестьян.

В настоящее время дифференциация обучения сохраняет свою актуальность и для социалистической школы. "Следует уделять первостепенное внимание развитию индивидуальных способностей учащихся, расширять дифференцированное обучение в соответствии с их запросами и склонностями", - отмечалось в постановлении февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС "О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению". При реализации этой идеи важно учитывать как позитивный, так и негативный опыт зарубежной школы.

По данным журнала "Пари-матч" (Франция).

В СССР продолжительность школьных накинул в среднем составляет от 85 дней в старших классах до 105 днем в младших.

Б. ВУЛЬФСОН, доктор педагогических наук

Смотрите также:

Также вам может быть интересно