Проблемы образования, подготовки молодых специалистов сегодня находятся в центре внимания многих стран мира. Какая же страна - США, Япония, СССР - лучше и эффективнее справляется с этой задачей? На этот вопрос попытался ответить на своих страницах американский журнал "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт".
"ДЖОННИ НЕ УМЕЕТ ЧИТАТЬ..."
Страницы американских газет уже много лет пестрят грустными заголовками: "Джонни не умеет читать", "Джонни не умеет считать и писать". Действительно, сегодня американские школьники получают гораздо меньше знаний, чем их сверстники из многих других стран. Вот только несколько примеров. Заканчивая 12-й класс школы, молодые японцы опережают американских школьников на три-четыре года. По мнению экспертов, по уровню знаний они не уступают выпускнику колледжа в США.
Советские школьники в обязательном порядке изучают физику и математику пять лет, химию - четыре года, основы математического анализа - два года. В США на изучение физики и химии не отводится и года, а с курсом дифференциального исчисления знакомятся только 6% учащихся.
В Японии 9 из 10 молодых людей заканчивают среднюю школу. 25% молодых американцев бросают ее и завершают на этом свое образование, наводняя страну неквалифицированной рабочей силой.
22 видных эксперта в области образования, оценивая качество подготовки школьников по различным дисциплинам, отвели США весьма скромное место. Это и неудивительно. 20% 12-летних американцев не в состоянии показать на карте свою страну. В 1982 г. на международном конкурсе по алгебре американские школьники заняли 14-е место среди 15 участников.
Последствия такого положения весьма удручающи. Молодые специалисты, приходя на работу, обладают сейчас гораздо более низкой квалификацией, чем раньше.
Нельзя успешно конкурировать на рынке, не располагая конкурентоспособной рабочей силой.
КТО УЧИТ ЯПОНЦА
Первым учителем и главным помощником маленького японца является его семья, и прежде всего мать. Воспитательная роль дома и семьи - это определяющий фактор успеха Японии в области школьного обучения. Американские родители уверены, что их ребенок добьется успеха в жизни, если будет послушным; японцы считают, что ключ к успеху - в упорном труде. Японский школьник в возрасте 10 - 11 лет не видит ничего удивительного в распорядке дня, включающем 8 часов занятий в школе, затем еще 1,5 часа в частной школе "юку" (за которую родители платят около 100 долл. в месяц), а затем напряженную работу дома. Если американский школьник летом отдыхает, то японский отправляется на каникулы с толстой пачкой книг, над которыми работает почти ежедневно.
Критики американской системы образования приводят и такую статистику: за период с 6 до 18 лет средний подросток проводит у телевизора 15 тыс. часов, или на 2 тыс. часов больше, чем в школе. В последнее время на это же начинают жаловаться и в Японии. И все же в целом отношение молодых японцев к учебе другое. В отличие от американских сверстников они не прогуливают, не увлекаются вождением автомобиля, не подрабатывают в ущерб учебе. Они только учатся. Успехи в образовании считаются в Японии в широком смысле синонимом успеха в жизни, и для большинства учащихся это единственный путь к достижению социального и материального благополучия.
И еще один аспект школьного образования. В большинстве стран мира, и особенно в СССР, все вопросы образования - выбор дисциплин, учебников, подготовка учителей, оплата их труда - решаются национальным министерством. В США сама идея централизованного управления в области школьного обучения считается крамольной, однако следует признать, что у нее есть свои преимущества.
Мало кто из японских студентов идет в аспирантуру. Ту работу, которой американские инженеры занимаются в аспирантуре, молодые японцы осуществляют непосредственно на предприятиях и в компаниях.
Активная роль нанимателей видоизменила всю систему высшего образования в Японии. Вмешательство корпораций в подготовку квалифицированных специалистов отрицательно повлияло на развитие университетов в стране. Они значительно слабее, чем в Западной Европе или в США. Тем не менее подход Японии к этой проблеме должен стать, по мнению многих, примером для Америки. Специалисты говорят: "Работа должна быть неотделима от учебы. Необходимо понять, что с получением диплома образование только начинается". Свидетельство тому - высокая эффективность исследовательских групп молодых ученых, действующих в рамках японских корпораций, особенно в области прикладной науки.
Америку не может не беспокоить растущий выпуск инженеров в Японии. За тридцать лет их число увеличилось в восемь раз. В самих же США более "sup"1"/sup"/"sub"10"/sub" мест на инженерных факультетах остаются вакантными, а в таких важнейших областях, как электроника и вычислительная техника, в ряде университетов пустует половина мест. Многие вакансии в аспирантуре заполняются иностранцами уже сейчас на их долю приходится 60% всех защищаемых диссертаций. Причем если в целом три из каждых пяти иностранцев, окончивших аспирантуру, остаются в США, то 90% японцев возвращаются домой.
О РЕФОРМЕ ДУМАЮТ ВСЕ
Во всем мире все громче слышны голоса, ратующие за пересмотр системы образования. Пока, однако, мало кто знает, с какого конца подступить к решению этой проблемы.
Единственная страна, прилагающая конкретные усилия в этой области, - Советский Союз. Один из американских экспертов говорит: "Советы уже сейчас думают о системе образования XXI века... Они планируют только в течение этого десятилетия установить 1 млн. компьютеров в средних школах".
Растет число сторонников реформы и в Японии. Они считают, что непомерные нагрузки, бремя экзаменов, упор на запоминание в ходе процесса обучения ведут к увеличению числа людей, неспособных мыслить самостоятельно и творчески. Японские специалисты говорят: "В течение ста лет мы прилагали огромные усилия, чтобы догнать Запад в вопросе образования. Мы добились этого, а теперь стоим перед лицом новых проблем".
В США движение за проведение реформы системы образования началось с 1983 г. по инициативе организации "Нация в опасности". С тех пор, однако, только несколько штатов сделали серьезные шаги в этом направлении, большинство же ограничилось разговорами. При чем мнения местных органов по различным аспектам проблемы почти всегда расходятся. Насколько иллюзорна попытка проведения реформы, свидетельствует один факт: с 1980 г. 6 штатов увеличили продолжительность учебного года. Семь штатов сократили.
Подготовил К. НОВИКОВ.
* * *
"Как вы оцениваете по 10-балльной шкале качество преподавания отдельных предметов в начальных и средних школах ряда стран?" На этот вопрос журнала "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт" ответили 22 эксперта по сравнительному образованию, в том числе 12 из США, остальные - из Японии и Западной Европы.