Редакция получает письма, авторы которых задают вопрос об американской реформе школьного образования, интересуются, в чем ее отличие от нашей школьной реформы. Об этом беседа нашего корреспондента И. Солганик с директором Научно-исследовательского института общей педагогики, академиком АПН СССР З. МАЛЬКОВОЙ.
КОРР. Зоя Алексеевна, почему в Америке была принята школьная реформа? Означает ли это, что американцы не довольны нынешним состоянием школьного образования?
МАЛЬКОВА. Чтобы ответить на этот вопрос, скажу вначале о том, что представляет собой американская школа.
В Америке существует два типа школ - государственные (массовые) и частные, причем частные составляют примерно 10% от их общего числа; подготовка в них ведется на высоком уровне, но они очень и очень дорогостоящие и рассчитаны только на элиту. Поэтому речь пойдет не о них, а о так называемых массовых школах, в которых обучается большинство.
В этих школах тоже есть своя "интеллектуальная элита" - примерно 30% учащихся, которые занимаются на академическом отделении и изучают примерно такой же набор предметов, что и наши школьники, - математику, физику, химию, иностранные языки и т. д. Но остаются еще 70% учеников, не причисленных к "академически способным"; для них определены только три обязательных предмета - родной язык, обществоведение и физкультура, а все остальные предметы для изучения подростки выбирают себе сами, причем выбор их, как правило, ограничен курсами типа "косметика", "подготовка к семейной жизни", "математика потребителя" и т. д.
Чтобы получить диплом об окончании средней школы, не имеет значения, какие именно курсы прослушал ученик, - надо только, чтобы он набрал 16 условных единиц, а за единицу принимается любой предмет, курс или мини-курс.
Такая постановка обучения в школе, как сообщила Национальная комиссия по вопросам качества образования, привела к тому, что более десятой части 17-летних молодых людей могут считаться практически неграмотными; кроме того, всего одна шестая часть выпускников средней школы проходит курс математики и естественных наук.
И еще одно обстоятельство, которое тревожит американцев, - хотя процент охвата молодежи средней школой довольно большой, он неуклонно снижается - с 76% в 1976 г. до 72% в 1986 г.
Этот достаточно низкий уровень общеобразовательной подготовки широких масс сегодня приходит в противоречие с потребностями научно-технической революции.
Ведь ее основные самые современные направления - гибкие автоматизированные системы, роботизация производства, создание супермощных ЭВМ, биотехнология - требуют специалистов, рабочих высокой квалификации. Иными словами, идет процесс "интеллектуализации труда".
Сегодня уже одна интеллектуальная элита (а именно на нее испокон веку делали ставку американцы) не может обеспечить прорыв по этим направлениям, и те страны, в которых это поняли раньше, чем в Америке, - а это Япония, ФРГ, Франция, Англия - потеснили США по некоторым ведущим направления научно-технической революции. Американцы, разумеется, этим недовольны и пытаются спасти положение. Так, в одном из докладов правительственной Комиссии по проблеме качества образования даже говорится, что Америка "находится в опасности", потому что ее "когда-то непревзойденное превосходство в промышленности, торговле, науке, технике подрывается конкурентами во всем мире". Для того чтобы "спасти Америку", комиссия предлагает направить все усилия на реформу системы образования.
КОРР. Что представляет собой американская реформа школы? Каковы ее основное содержание и цель?
МАЛЬКОВА. В реформу заложено много новых, здравых, интересных мыслей, а основной ее постулат - поднять качество обучения для всех учащихся - в некоторой степени вступает в противоречие с самой сущностью капитализма. Дело в том, что буржуазная система школьного образования традиционно строилась на доктрине элиты и толпы - предполагалось, что толпа неспособна к усвоению большого объема теоретических знаний. И вот сегодня эту основу, этот теоретический базис буржуазной школы сами американцы признают неверным - в документах правительственной комиссии так прямо и говорится, что все учащиеся способны осваивать весь объем знаний средней школы, если их квалифицированно обучать.
Это уже посылка социалистической педагогики, которая лежит в основе нашей системы образования; объективные обстоятельства заставили американцев ею воспользоваться.
Чтобы повысить качество обучения в массовых школах! предполагается увеличить число обязательных для всех предметов - теперь все будут изучать математику, естественные науки, основы информатики. Кроме того, уже 37 штатов приняли законы о введении переводных экзаменов, а раньше этого не было.
Еще один важный момент: сейчас крупные корпорации активно подключились к реформе, субсидируют некоторые ее проекты, потому что им самим нужны специалисты высокой квалификации.
Другое нововведение - американцы подняли в помощь школе большие общественные силы, создали специальную Ассоциацию добровольных помощников школе. Ее члены - в основном пенсионеры, все те, кто любит детей и хочет помочь школе, - занимаются с отстающими в качестве репетиторов.
КОРР. По всей видимости, это нечто вроде системы репетиторства, поставленной на общественные начала. Такую инициативу неплохо было бы взять на вооружение и нам...
МАЛЬКОВА. Что же, действительно, если бы мы создали нечто подобное - ну, скажем, секцию в помощь школе при Всесоюзном совете ветеранов войны и труда, - это была бы большая помощь нашим педагогам.
КОРР. Зоя Алексеевна, насколько я поняла, нынешняя школьная реформа - это шаг вперед американской системы образования; это шаг к повышению качества обучения в школе. Но, собственно говоря, наша школьная реформа имеет в виду тоже самое; в чем же их отличие?
МАЛЬКОВА. Американская реформа, хотя и несет много интересного, очень технократична, и об этом открыто говорится в официальных документах: скажем, в правительственном докладе "Нация в опасности", в докладе Национального фонда науки "Образование американцев для XXI века" сказано, что знания сейчас - это товар, который высоко котируется на международном рынке, и что посредством реформы образования Америка должна "обеспечить свое экономическое и военное преимущество".
То есть цели американской школьной реформы отнюдь не гуманистические. По сути, для американцев поднять качество обучения - это значит дать всем учащимся знания, которые им необходимы для того, чтобы функционировать в высокотехнологическом обществе.
Из понятия качества обучения американцы исключают такие важные компоненты, как духовность, нравственность, социальная ответственность за будущее мира. Все это есть в нашей реформе, и в этом ее принципиальное отличие от американской - наша реформа направлена прежде всего на всестороннее гармоничное развитие человека, и потому она несравненно более гуманна, чем американская.
КОРР. Зоя Алексеевна, вы недавно вернулись из поездки по Соединенным Штатам, и многое из того, о чём рассказываете, видели собственными глазами. Приходилось ли вам давать уроки в американской школе?
МАЛЬКОВА. Я вела уроки в Миннеаполисе, в школе, где изучают русский. Первое впечатление было, что я попала в свой класс; весь он был увешан нашими плакатами, стоял самовар, матрешки - в общем, ребята создали "русский антураж", Прежде всего я их попросила опустить ноги со стола и встать, чтобы поприветствовать меня; для них это было необычно, для меня - тоже, но все же контакт между нами установился.
Я прекрасно знаю - этим юным американцам трудно прорваться через всю дезинформацию, которую на них обрушивают телевидение, пресса; и все же где-то подсознательно они хотят добраться до правды, и потому каждую встречу с русским, с советским человеком ценят очень высоко. Это же касается взрослых; мы общались с преподавателями, и должна сказать, многие из них считают, что советская педагогика гуманнее американской, и даже хотят организовать семинар по ее изучению, чтобы у себя е Америке распространять ее опыт.