Примерное время чтения: 8 минут
180

Много образования не бывает!

МИНИСТР образования и науки Андрей ФУРСЕНКО возглавил, пожалуй, самое "продвинутое" и в то же время самое запущенное министерство. Ни в одной другой сфере за последние годы не было изобретено столько нового: и ЕГЭ, и ГИФО, и образовательные стандарты! Но школьники все так же учатся 10 лет, а заканчивают 11 классов, учителя бастуют в ожидании выплаты отпускных, ученые надеются только на зарубежные гранты, производители верят исключительно в заграничные технологии. Кто этот человек - Андрей Фурсенко? Что он собирается делать с доставшимся ему хозяйством?

Приватизацию не планируем

- АНДРЕЙ Александрович, вы заявили, что российское высшее образование оставляет желать лучшего. Правда ли, что в вузах начинаются масштабные проверки и чуть ли не половина институтов будет закрыта?

- Сегодня в России больше тысячи различных вузов, а если считать со всеми филиалами, то 3200. До перестройки было всего 690. Количество высших учебных заведений увеличилось более чем в 5 раз! Квалифицированных же преподавателей больше не стало. Наоборот, вы знаете, люди уходят из образования. Зачастую вузы, не говоря уже о филиалах, не отвечают элементарным требованиям: у них нет даже помещения.

- Зато, судя по всему, престиж высшего образования увеличился, раз вузы растут как грибы после дождя.

- Тут тоже парадокс. Интерес к высшему образованию действительно возрос. Однако более половины выпускников не идут работать по специальности. И речь даже не о том, что они не могут найти себе место. Многие и не собирались работать по специальности, им просто был нужен диплом. Потом обнаруживается, что "корочки" мало чего стоят. Наше образование теряет престиж не только в стране, но и за рубежом.

- Помилуйте, речь ведь идет не о росте притонов и стриптиз-баров, а о высших учебных заведениях! Неужели для государства будет лучше, если тысячи молодых людей, которые сейчас худо-бедно при деле, получают образование - пусть даже не на уровне международных стандартов, - окажутся на улице?

- Я согласен с вами: образование нужно всем, и слишком много образования так же, как слишком много науки, не бывает. Если в обществе есть тяга к знаниям, это однозначно хорошо. Это означает, что страна ориентирована на развитие интеллектуального потенциала. Однако мотивация, скажем, поступления в высшее учебное заведение для мальчиков часто связана с желанием получить отсрочку от призыва в армию. Поэтому вузы, дающие не очень хорошее образование, но предоставляющие отсрочки, пользуются не меньшим спросом.

Разумеется, если мы стремимся поднять уровень образования, придется проводить более жесткий отсев и среди вузов, и среди абитуриентов. На какое-то время это действительно может сократить количество обучающихся. Но, кстати, это относительное сокращение - демографическая ситуация в России такова, что скоро просто физически не хватит людей на то количество мест, которое сегодня открыто в вузах.

- Депутаты отменили ряд статей в законе о моратории на приватизацию учебных заведений, из-за чего в обществе заходили слухи о грядущей приватизации высшей школы. Действительно ли правительство вынашивает такие планы?

- Ни о какой приватизации школ, колледжей и вузов речь не идет. Отменят лишь статью 2 закона о моратории на приватизацию, где говорится о передаче учебных заведений с федерального на региональный уровень. Это необходимо для того, чтобы облегчить переход ПТУ, техникумов в ведение субъектов Федерации.

Местным властям виднее, специалисты каких рабочих специальностей нужнее в том или ином регионе. Для того чтобы у губернаторов не возникло проблем, в бюджете на будущий год запланировано передать регионам 27 млрд. рублей.

- Когда этой весной обсуждались грядущие "непопулярные" меры, ходил еще один тревожный слух - якобы скоро все высшее образование будет платным.

- Сегодня мы не имеем права требовать, чтобы каждый сам за себя заплатил. Дело даже не в том, что Конституция гарантирует бесплатное образование. России необходимы способные люди, которые действительно могут принести отдачу. И нельзя "отрезать" большое количество абитуриентов только потому, что у них не хватает денег.

Для студента часть высшего образования останется бесплатной. По крайней мере, в обозримом будущем. Однако, возможно, государство взамен потребует от него выполнения каких-то обязательств. Скажем, поработать по специальности в течение некоторого времени - либо ты отрабатываешь затраченное на тебя, либо возвращаешь деньги. Это один вариант. Другой вариант - студента нанимает какая-то фирма. Она и оплачивает его обучение.

Пророк в Отечестве

- МИНИСТР образования и науки - своего рода пророк в правительстве. Вы, возможно, даже в большей степени, чем министр финансов или министр экономического развития, должны представлять, какой станет наша страна в будущем.

- Надо учитывать три фактора.

Первый - какие главные проблемы или, как сейчас говорят, вызовы стоят перед людьми? Например, повышение комфортности жизни: проблема голода, проблема болезней, тепла или холода. Следовательно, есть чем заняться в области биотехнологий, в фармакологии, в энергоэффективных технологиях. Далее - проблема безопасности. Как, к примеру, выделить потенциального террориста в людском потоке?..

Второе - деньги. В принципе наука может решить любую задачу. Но это решение может оказаться настолько дорого, что для экономики, возможно, будет непосильным грузом. Мы должны определиться, сколько можем потратить.

И наконец, фактор наших заделов: чем России рационально заниматься, а чем нет. Например, в нашей стране всегда была очень сильная школа материаловедения. Были очень интересные работы в области космоса - начиная от ракетных двигателей, которые мы делали и до сих пор делаем лучше всех в мире, и заканчивая космической медициной.

Дальше требуется наложить эти три фактора друг на друга. Точка пересечения и будет приоритетом. Именно там Россия может иметь наибольший успех.

- Как вы считаете, в чем особенность интеллектуального потенциала нашей страны? Отличается ли российская научная школа от западной?

- В СССР и наука, и образование всегда были менее прагматичны, чем в других странах. Мы и учили, и исследовали много лишнего. Отчасти потому, что мы не считали деньги там, где их надо было считать.

Кроме того, в советском обществе у людей было очень мало возможностей раскрыть свой потенциал. Поэтому самые яркие и сильные личности шли в науку. Помните, у ученых была хорошая шутка: мы удовлетворяем свое любопытство за счет государства. Сейчас перед такими сильными людьми открылась масса путей, и эти пути зачастую хорошо оплачены. Так что многие из тех, кто мог бы стать выдающимся ученым, выбирают иную сферу приложения сил.

Сила советской науки заключалась и в том, что у нас было много междисциплинарных исследований. Я раньше работал в Физико-техническом институте им. Иоффе. Там существовал свободный обмен знаниями. Люди занимались и твердым телом, и полупроводниками, и атомной физикой, и астрофизикой, и газодинамикой, то есть всем. Необходимо сохранять такие энциклопедические, междисциплинарные институты. Причем, сохраняя, мы не должны требовать от них немедленной отдачи. Это создает определенную интеллектуальную среду, в которой могут вырастать абсолютно неожиданные исследования.

Экономика на знаниях

- РАНЬШЕ вы занимались созданием условий, при которых российские научные разработки выплескивались бы в экономику. Похоже, теперь вам некогда этим заниматься. Вас все время отвлекают: то ЕГЭ, то преподавание религии в школах.

- Это правда, сейчас на меня свалилось много нового. Я согласен, что вопрос с ЕГЭ раздут неадекватно. Но если меня спрашивают про единый экзамен, не могу же я ответить людям, что надо строить инновационную экономику - экономику, основанную на знаниях! В целом идею ЕГЭ я разделяю. Но как его проводить и насколько он должен быть императивен, то есть проходить только так и никак иначе, - другой вопрос.

Человек, особенно в образовании и науке, должен иметь свободу. Зажав личность, вы ее ничему хорошему не научите и результатов от нее не добьетесь.

Что касается генеральной линии... Она через частности и прокладывается. Каждый из проектов, которыми мы занимаемся, достаточно конкретный и относительно мелкий. Это не БАМ. Но эти проекты, как кубики, как элементы головоломки, должны складываться в картинку. Если они складываются, значит, все идет более-менее нормально.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно