ГОСДУМА предложила снять ограничения на количество платных мест в высших учебных заведениях, где готовят будущих юристов, экономистов, банкиров и управленцев. Понятно, что список будет расти год от года, пока не приблизится к 100%. Так, может быть, и не стоит копья ломать. Высшее образование во всех цивилизованных странах - платное. Молодые люди, выбирая тот или иной университет, точно представляют себе дальнейшую судьбу. Платное образование приучает к ответственности. Может быть, это поможет и нам? Но, с другой стороны, мы еще не живем, как на Западе: где тому же молодому москвичу взять денег на учебу?
Уже давно платим
Ирина РУКИНА, депутат МГД:
- ВЫСШЕЕ образование у нас уже давно платное! Между тем оговорюсь, денежный вопрос не должен касаться талантливых детей из необеспеченных семей. Это не они должны платить за обучение, а государство должно им платить. Причем не копейки, а достойные стипендии, на которые можно нормально содержать себя. Для остальных обучение должно осуществляться за деньги, но в каждом случае по индивидуальной схеме. Например, на Западе успешно работает система кредитования. Молодой человек берет заем, который выплачивает в течение нескольких лет после завершения обучения. Но за меньшую плату или вовсе бесплатно должны обучаться по тем специальностям, которые окажутся особенно востребованными. Для грамотной реализации этой схемы необходим долгосрочный прогноз перспектив развития рынка труда. Город (как и государство в целом) должен решить, как будет дальше развиваться, и готовить те кадры, которые это развитие сделают возможным. В Москве, например, через 6-7 лет особенно продвинется турбизнес. Но специалистов для этой сферы нужно готовить уже сейчас. То же самое касается промышленности и бизнеса высоких технологий.
Степан ОРЛОВ, депутат МГД:
- СИСТЕМА должна быть выстроена так, что всякий, кто имеет возможность платить, должен перечислять вузу соответствующие средства, а тот, кто не в состоянии, но хочет учиться и имеет к этому способности, также не оставался "за бортом" высшего образования. "Платники" в экономическом плане как бы обеспечивают "бесплатников". Отдельная проблема - покупка дипломов. Платное образование фактически превращается в пародию. Дети богатых родителей не учатся, а покупают справки, тем самым поднимаясь на один уровень с усердными учениками, у которых денег нет. Бесстыдную халяву нужно пресечь в корне. Для этого необходим четкий надзор за каждым вузом, в особенности коммерческим. Но, к сожалению, как реформа образования, так и решение этой конкретной проблемы не в компетенции города.
Не потянем!
Евгений ХАВТАН, лидер группы "Браво":
- ОБРАЗОВАНИЕ должно быть бесплатным для всех. Сделать его платным - значило бы совершить преступление против талантливых детей, которые не могут отстегивать миллионы. Выдвигать такие предложения в нашей стране, где разрыв между богатыми и бедными гигантский, неэтично. Я закончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Если бы в то время вдруг объявили, что за обучение нужно платить, то вуз вынужден был бы бросить, потому что денег на высшее образование у меня не было. К тому же только 20% школьников сразу выбирают ту специальность, которая им действительно по душе. Остальные 80% на первом-втором курсе все еще находятся в поиске. Платность лишит их возможности экспериментировать, поступать туда, сюда, прикует их к тому вузу, на который хватит денег.
Анатолий ПРИСТАВКИН, писатель, советник Президента РФ:
- ОБРАЗОВАНИЕ должно быть и платным, и бесплатным: точно так же, как дороги на Западе, - есть такие, по которым можно проехать каждому, и такие, на которые без оплаченной квитанции не пустят. С другой стороны, я против повсеместного введения платного образования. Например, в тот же Литературный институт им. А. М. Горького, где веду творческие семинары, поступают в основном москвичи. Для жителей регионов несколько тысяч рублей на билет до столицы - проблема. У них даже нет возможности попробовать свои силы на вступительных экзаменах. Разве это не нарушение их прав? О том, чтобы приезжие студенты платили еще и за обучение, не может быть и речи. Еще один важный аспект: студенты по уровню подготовки не должны отличаться, независимо от того, платят они или нет. Я веду творческие семинары в Литинституте и не знаю, кто из моих студентов обучается на контрактной основе, а кто набрал нужное количество баллов и поступил сам. Не должно происходить и обратной ситуации. В некоторых вузах студенты платят деньги, и их за собственные же средства не учат вовсе.
Александр АСМОЛОВ, зав. кафедрой психологии личности МГУ, член-корреспондент РАН:
- ОБРАЗОВАНИЕ как в России, так и в СССР никогда не было бесплатным. Вопрос только в том, кто именно платит: госструктуры, те или иные фирмы, корпорации, сами студенты или их родители. Основная стратегическая задача момента - определить национальные приоритеты в области образования. Во-первых, оно должно выполнять функцию консолидации общества и, следовательно, служить инструментом для преодоления социальной напряженности и различного рода конфликтов. Во-вторых, стать своеобразным социальным лифтом - обеспечивать личности социальное продвижение, независимо от места, изначально занимаемого в обществе. Образование должно стать самым мощным средством создания среднего класса. Деньги, которые государство тратит на образование, - это деньги, потраченные в конечном итоге на создание социального равенства и личного успеха каждого члена общества. Те, кто не может преодолеть конкурсного барьера, должны платить за свое обучение сами. А те, кто достаточно мотивирован к высшему образованию и обладает необходимым уровнем компетенций для продолжения обучения, должны постигать науки за счет бюджета. Закрыть платное образование для желающих учиться было бы прямой дискриминацией.
ВЫСШЕЕ образование у нас уже платное. Кто не отдал за поступление взятку или не платит за обучение впрямую, тот обязательно протягивал конвертики репетиторам или ходил на подготовительные курсы. При этом люди по-прежнему не ценят получаемого ими образования. И поэтому студенты пропускают лекции и прогуливают семинары, не задумываясь о том, что их обучение стоит денег. Оплата идет из городского и государственного бюджетов. Нужные в других сферах средства разбазариваются: один студент уезжает с новым дипломом за границу, другой работает не по специальности. Поэтому все образование, кроме осуществляемого по госзаказу, должно быть платным. Можно разработать различные формы оплаты. Причем бумажник родителей - не единственный источник средств (на Западе многие к нему и не прикасаются). Например, действенна система грантов (государство выделяет определенные средства на обучение каждому студенту) или кредитов (студент учится за счет фирмы, сотрудником которой становится на оговоренный в контракте срок). Форм много, главное - готовность их предложить. И законодательно поддержать. А то ведь почему юноши-москвичи рвутся после школы хоть в какой-нибудь вуз? Потому что могут загреметь в армию. Выбирают профессию, от которой потом всю жизнь страдают...