Госакадемия управления, которая готовит кадры для правительства Москвы, уступает по престижности МГУ, МГИМО и Бауманке. На Западе управленческие кадры готовят только лучшие вузы.
В ЕВРОПЕ и Америке судьбу одаренных детей, которые в будущем могли бы занять ответственные госпосты, внимательно отслеживают. Ни один талантливый ребенок не останется без высшего образования: для него найдут средство сделать скидку (при платном обучении), ему дадут специальный грант. Что примечательно: в престижных вузах учатся дети из всех слоев населения. У нас же общедоступность высшего образования - одни слова. Множество действительно талантливых и одаренных детей не могут поступить в столичные вузы, потому что им не хватает подготовки. Для того чтобы сдать экзамены в МГУ, МГТУ им. Н. Баумана, Финансовую академию, знать школьную программу недостаточно. Нужно за деньги заниматься на подготовительных курсах или с репетитором. Конечно, вуз имеет право устанавливать высокую планку знаний для абитуриентов. Но на деле она обратилась в имущественный ценз.
Лучшие специалисты уходят в частные фирмы
В ОДНОМ из самых престижных университетов Америки - Военной академии Уэст-Пойнт (ее заканчивали несколько президентов США) - до выпускного вечера доходят только 15-20% студентов: остальные в процессе учебы переходят в другие вузы. За время занятий выясняется, кого из студентов хорошо натаскали на экзамены, а кто действительно способный. У нас же вузам не дано право при наборе абитуриентов зачислить к себе хотя бы одного лишнего человечка.
Даже если ребенку удастся пробиться сквозь все препоны и закончить вуз, после его ждет выход в "открытое плавание". Без протекции на приличную чиновничью должность не попасть, да и кому нужен студент без опыта работы? На Западе лучшие выпускники вузов получают сразу несколько предложений из разных источников. И самое выгодное из них всегда исходит от государства. Так, во Франции госаппарат на 90% состоит из выпускников трех самых престижных вузов. У нас же лучшие специалисты уходят в частные фирмы. Парадокс: за обучение платит бюджет, а пользуются лучшими "плодами" частники! То же самое - при утечке кадров за границу. Если наш специалист уезжает за бугор, деньги за его обучение все равно уже заплатила Россия. "В последние годы советской эпохи, если человек уезжал на жительство за границу, приглашавшая его компания или он сам должны были вернуть стоимость полученного образования государству, - рассказывает профессор, депутат МГД Виктор Волков. - Теперь такая схема не действует, и за экспорт знаний мы не имеем ни копейки".
Они называют Россию "этой страной"
ВАЖНО, чтобы для госслужбы готовили не только одаренных ребят из необеспеченных семей. "У нас дети состоятельных людей учатся не в московских университетах, а за границей - в Оксфорде, Кембридже, Гарварде, - продолжает Виктор Волков. - Могут ли они после этого быть адекватными патриотами и занимать государственные должности в "этой стране", как они называют Россию?" Сегодня в столице нет ни одного вуза, который по уровню образования был бы не ниже Гарварда и при этом готовил, как те же французские высшие школы, достойные кадры для госаппаратов из представителей разных слоев населения. И способы решения этой проблемы отработаны. Достаточно начального капитала. Такие вузы могут содержать сами себя.
В бюджете американского Гарварда значительную долю составляют пожертвования выпускников (и назван этот университет не в честь ученого или политического деятеля, а по фамилии одного из бывших студентов, пожертвовавшего альма-матер крупную сумму). "У нас выпускники помогают вузам очень редко, - комментирует Григорий Канторович, проректор Высшей школы экономики. - Могу припомнить только два случая: Клуб выпускников МФТИ поддерживает свой вуз и крупный бизнесмен Олег Дерипаска помогает МГУ, физический факультет которого закончил. Причин такого положения две: во-первых, не сложилось традиции поддерживать свою альма-матер, во-вторых, плохо отрегулирован юридический механизм. В Европе все пожертвования, гранты на образование освобождаются от налогов, у нас в законодательной базе на этот счет двусмысленности". Добровольное открытие "карманов" выпускников (казалось бы, незначительная мера) могло бы оживить всю систему высшего образования: дополнительное госфинансирование от "богатых" вузов потекло бы к "педам" и "медам", студенты которых трудятся на "социальных" профессиях и вряд ли смогут в будущем заработать на помощь своему вузу.