Как бы мы не относились к нынешним вариантам модернизации образования, все дискуссии на эту тему можно закрыть. Так решило наше правительство.
Документ "Р"
Нет, не то чтобы велено закрыть рты всем, кто так или иначе не прочь в очередной раз обсудить вопросы образования. Сие вовсе не возбраняется. Только смысла не имеет. Подписанное в конце лета Михаилом Касьяновым распоряжение за N 1163-р утвердило Программу социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), в которой присутствует и большущий образовательный раздел.
Впрочем темы для разговоров остались и после принятия этого документа. Можно, например, долго обсуждать пути, которыми государство собирается обеспечивать равный доступ к качественному образованию. Или каким образом школа должна усилить работу по социализации личности, особенно после того, как оттуда "ушли" пионеров с комсомольцами, ни чем их не заменив. Да еще и учебные программы перегрузили так, что старательному ребенку уже не до улицы, и даже не до телевизора. И родная семья ему тут ничем не поможет, потому как работающих с утра до ночи маму с папой он видит исключительно по большим праздникам.
Но это "непонятки", как говорится, глобальные. А вот с конкретикой всё куда определенней.
ЕГЭ всегда и везде
Программой предусмотрено завершение в 2005 году "экспериментальной отработки системы единых государственных экзаменов за курс полной средней школы". Судя по всему уже сейчас эксперимент признан успешным. А иначе вряд ли бы его результаты планировалось поэтапно распространять и на основную школу (9 класс), и на высшую. Да, да. Именно так и записано: создать независимую от вузов и техникумов систему контроля качества образования, "а также тестирования студентов и преподавателей".
И это не голая декларация. Все к тому и идет. Ведь сколько ни сопротивлялись ведущие вузы приему по результатам ЕГЭ, а что в итоге. В конце сентября принимает решение о присоединении к ЕГЭ... Совет ректоров вузов Москвы. Причем абитуриентам с сертификатами о сдаче ЕГЭ отдадут не менее половины бюджетных мест. Правда МГУ пока не определился и остается последним бастионом сопротивления "единому".
Конечно, ректорское "добро" не означает, что все вопросы к Министерству образования в связи с ЕГЭ сняты. Они остаются и по качеству тестов, и по достоверности результатов, и по критериям перевода "егэшной" шкалы оценок в стандартную, но это уже "мелкие технические детали". В принципе дело сделано. И здесь уже можно говорить о реальной доступности качественного столичного образования для школьников из глубинки.
Высшее крепостное право
Ясно, что все московские школьники в этой ситуации проиграют. Ведь конкурсы в столичные вузы наверняка увеличатся. Вот только пока не ясно, кому придется хуже. То ли одиннадцатиклассникам тех округов столицы, где будет ЕГЭ, то ли тем, где его не будет. Ведь последним экзамен придется сдавать очно. А первые в принципе смогут поступать как бы дважды. Сначала по сертификатам ЕГЭ, а потом, как обычно, если это, конечно, не будет специально запрещено. Зато на "безегэшный" прием и абитуриентов может оказаться куда как меньше.
Впрочем конкурсы всё равно вырастут. Дело в том, что Программа предусматривает законодательно закрепить право на поступление в вузы без экзаменов победителей не только Всероссийских предметных олимпиад, но и региональных. Кроме того, ведущие вузы страны получат возможность на законных основаниях, а не полулегально, как сейчас, проводить Всероссийские конкурсы по своим специальностям, отбирая со всей страны тех, кто, по вузовскому мнению, способен быть, к примеру, агрономом, врачом или инженером.
Но не это главное. В конце концов победители олимпиад конкурсной "погоды" не сделают. Её определят "целевики". С 2004 года бюджетный прием будет поделен на две категории: свободный прием по конкурсу и целевой по договорам на условиях, что либо по окончании вуза специалист пять лет работает там, куда пошлют, либо возвращает стоимость обучения. По утверждению министра образования Владимира Филиппова соответствующее постановление Правительства России выйдет еще до конца этого года. И нет никаких оснований ему не верить. Во всяком случае до сих пор всё выходило по-министерски. Вспомним хотя бы "егэшный" вопрос, по которому ему сдалось сначала пол школьной Москвы, а полгода спустя и вся вузовская.
Каждому детсаду по интернету
И еще о паре серьезных моментов, предусмотренных Программой развития в области образования. Первый связан с информационными технологиями. Предполагается, что уже в 2006 году к Интернету получат доступ все учебные заведения, где учатся дети с недостатками физического развития. И делается это не только из гуманных соображений, но и сугубо по экономическим причинам. Ведь для таких детей владение компьютером - почти единственный шанс стать полноценным гражданином, не зависящим от возможностей государственной системы соцобеспечения.
К тому же сроку планируется сделать так, чтобы в школах 1 компьютер приходился на 80 учащихся, а не на 120, как нынче. Для сравнения. В Москве уже сегодня один ПК приходится на 50 школьников. Однако и столица по этому показателю пока очень далека не только от стран Евросоюза, где один школьный компьютер "делят" 13 учеников начальных классов и 8 старшеклассников, но даже от Польши, где одна машина используется 30 учениками.
Вторая проблема - детсадовская. Сейчас дошкольные учреждения посещают не более половины всех детей до шести лет. А ребенку, не ходившему в детский сад, очень трудно справиться со школьной программой да и просто привыкнуть к ее достаточно строгим после домашней или уличной вольницы порядкам. Многие дети не ходят туда только потому, что у родителей не хватает средств на оплату. Очень многие, поскольку их родителей не устраивает казенное питание и условия пребывания.
Вот почему в ближайшее время планируется "разделение оплаты собственно дошкольного образования и содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях". То есть по желанию родителей ребенок будет иметь возможность ходить в детсад по гибкому графику: или на полдня, утром или вечером, или на неполную неделю, или только на занятия. Это как раз и будет реальной помощью государства в реальной социализации и в развитии маленькой личности.