В послании Федеральному собранию Президент заявил, что мы подошли к возможности эффективно решать проблему качества и доступности образования. В конце прошлого года депутаты вплотную занялись этой проблемой. Был принят к рассмотрению подготовленный правительством пакет инициатив с самыми решительными предложениями по изменению существующей системы образования.
Насколько представленные документы отвечают поставленным задачам - мы попросили прокомментировать депутата Государственной Думы, профессора МГУ Ивана МЕЛЬНИКОВА.
ИЗМЕНЕНИЯ, которые планируется провести, - кардинальны. Подготовка к ним началась еще летом. Образовательное сообщество лишилось всей социальной составляющей - льгот, в том числе налоговых, федеральных гарантий по оплате труда, четко сформулированных норм финансирования и многого, многого другого. Отсутствие всех этих норм дает теперь власти возможность не то что не улучшать ситуацию, но даже не обещать и не отчитываться.
В новых предложениях сосредоточены все те радикальные инициативы, которые на протяжении последних десяти лет вызывали серьезную критику. Давайте рассмотрим основные из них.
"Два в одном": ЕГЭ и ГИФО
Первое - вводится ЕГЭ и ГИФО. Что такое единый государственный экзамен, всем известно. Но сейчас важно вспомнить вот что: в 2001 году образовательное сообщество согласилось на него в качестве эксперимента. Только эксперимента!
Но большую часть информации его устроители засекречивают, комплексного анализа не существует, а итоги подведены и объявлены самими же пропагандистами этого экзамена. Фактически ЕГЭ навязывают, а с ним увязывают систему государственных именных финансовых обязательств (ГИФО).
То есть в зависимости от результатов сдачи ЕГЭ будет определяться, на каких условиях молодой человек станет получать высшее образование: на полностью платной основе, с частичной оплатой или бесплатно. Значит, талантливый ребенок из глубинки, из малообеспеченной семьи может на экзамене не проявить свои способности, так как не сможет подготовиться к ЕГЭ так же успешно, как дети состоятельных родителей. Ведь появились целые репетиторские конторы, которые берут деньги за такую подготовку.
ПТУшника "произведут" в бакалавры
Второе: вводится "двухуровневая система высшего образования". Она будет состоять из четырехлетнего бакалавриата - это первый уровень обучения и магистратуры - второго уровня сроком обучения сроком 1-2 года. Это не формальные преобразования, фундаментально меняется характер, система и содержание вузовской подготовки.
Перед бакалавриатом ставится следующая образовательная задача: "формирование базовых основ профессиональной культуры и основных деятельностных компетенций". Там же следует расшифровка: "коммуникативных навыков, навыков поиска и анализа информации, самообразования, навыков коллективной работы". Навыков, навыков, навыков. И вот эти "навыки" предполагается получать целых четыре года да еще на платной основе (не забывайте про ГИФО). Фактически высшее образование будет сосредоточено только в магистратуре, получать его будет позволено только в случае удачной сдачи вступительных экзаменов, и оно будет в той или иной степени платным.
Зачем все это делается? В документе записано, что введение двух уровней "позволит осуществлять экспорт образовательных услуг". Другими словами, ради стимуляции "утечки мозгов", предлагается перетряхнуть практически все сложившиеся вузовские стандарты, программы, классификации специальностей, что приведет высшую школу в состояние полнейшего хаоса.
АУ, АНО - готовься к приватизации
Третье: будут созданы АУ и Г(М)АНО - автономные учреждения и государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации. Это некие новые формы, которые должны "разнообразить" организационно-правовые формы учебных заведений для роста "самостоятельности образовательных учреждений". Но не стоит ли за этим "разнообразием" потенциальная возможность их приватизации? На парламентских слушаниях на эту тему "проговорился" замминистра образования Андрей Свинаренко, заявивший, что речь о приватизации не идет, "по крайней мере в ближайшем будущем обсуждение этой проблемы преждевременно". На самом же деле речь идет именно об этом. Посмотрим закон внимательно: там речь идет об "учреждениях", а не об "АУ" или "Г(М)АНО". И надо четко понимать: как только образовательное заведение теряет статус "учреждения" из-под него автоматически выводится вся законодательная база - право на отсрочку от военной службы, некоторые оставшиеся налоговые льготы, и досрочные пенсии педагогов, работающих с детьми. Более того, здесь и конституционные гарантии права на образование, так как в 43 статье Конституции они установлены только для тех, кто учится в образовательных учреждениях.
Вывод прост: приватизация этих АУ и Г(М)АНО будет, что откроет путь к использованию их базы, в том числе недвижимости, по любому другому уже вполне коммерческому назначению.
Сегодня для всех, а завтра...
Четвертое: планируется переход на частичную оплату образования в средней школе. То есть родителям придется взять на себя значительную часть финансовой нагрузки. Приведу цитату из документа о приоритетах: "Целесообразно апробировать снижение недельной нагрузки учебного плана при соответствующем увеличении уровня оплаты педагогического часа учителя (за счет уменьшения нормы часов на ставку заработной платы). При этом индивидуализация занятий учащихся и расширение для них возможностей выбора образовательных программ могут финансироваться из дополнительных источников как бюджетных, так и внебюджетных". Если перевести этот витиеватый бюрократический язык на понятный всем, то предлагается урезать школьный учебный план на 25%, а потом снова, но теперь уже по желанию - предложить то, что будет урезано оплатить родителям (за то, что раньше было общедоступно). Вот такая "хитрая" схема.
Школу коснется и еще одна перемена - снова проводится идея двенадцатилетки ("нулевой" класс, начальная школа - 4 года, основная - 5 лет и профильная - 2 года). Обращаю внимание: только профильная! Обычных классов не будет, и каждому ребенку предстоит сознательно определиться с выбором жизненного пути уже к девятому классу школы. Многие ли смогут это сделать?
Что касается финансирования проекта, введение нулевого класса потребует около 120 тысяч ставок, нового оборудования, соответствующей материально-технической базы и переподготовки кадров. И обеспечить это можно только опять же за счет родителей или нищих бюджетов регионов.
О зарплате "позабыли"
И последнее. В документах ни слова не говорится о заработной плате педагогов. На этот счет можно привести следующую цитату: "Дальнейшее увеличение доли заработной платы в структуре расходов на образование может привести к существенному снижению качества учебного процесса".
Все здравомыслящие люди понимают: именно улучшение материального положения работников образования и студентов, повышение социального статуса школьных педагогов и вузовских преподавателей - это сегодня главное приоритетное направление развития образовательной системы.
Конечно, образовательная система - это живой организм. Она не стоит на месте, она постоянно развивается, она требует корректировок и должна реагировать на запросы времени. Но я считаю, что такое радикальное реформирование крайне опасно и крайне разрушительно для отечественной системы образования, может привести к необратимым последствиям.