ИДЕТ УЖЕ ПЯТЫЙ ГОД ПЕРЕСТРОЙКИ. Сколько за это время было сказано (в том числе и на Съезде народных депутатов) о плохом состоянии высшего образования. Были приняты соответствующие постановления по высшей школе. Что же сделано и как вузам поправить свое материальное положение?
Начнем с того, что при переходе отраслевых институтов и промышленных предприятий на самоокупаемость и самофинансирование последние стараются за любые услуги брать деньги. Не составляют исключения и вузы, с которых они требуют оплату руководства студенческой и преддипломной практикой, плату за прием вузовских стажеров и аспирантов, за аренду и амортизацию оборудования и помещении, за другие услуги. Вузам сейчас придется изыскивать дополнительные средства в связи с тем, что с сентября 1989 года должно начаться повышение зарплаты профессорско-преподавательскому составу в соответствии с постановлением правительства.
Если фонд зарплаты вузам не увеличат, то весьма вероятно, что они попытаются найти выход в сокращении профессорско-преподавательского состава, с тем чтобы освободившиеся финансовые средства перераспределить между оставшимися. Однако при сокращении штатов без уменьшения приема студентов возрастет нагрузка на преподавателей, что неизбежно приведет к снижению качества обучения. А последние постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по высшей школе делают упор на индивидуализацию обучения с уменьшением числа студентов на одного преподавателя до восьми.
Указанное противоречие можно было бы разрешить, если бы центральные планирующие органы, и в первую очередь Минфин СССР, разрешили бы в фонд зарплаты переводить часть средств, заработанных вузом по определенным статьям, например по хозяйственным договорам с предприятиями по научной тематике.
Деньги, конечно, вузу надо иметь, но гораздо важнее советских рублей иметь фонды и валютные средства. Надеяться, что в ближайшее время фонды будут увеличены, не приходится, а вот валютные средства вузы могли бы заработать. Так, в последнее время резко возрос спрос на обучение русскому языку, причем главным образом в капиталистических странах. Есть желающие приехать за свои деньги на стажировку и в аспирантуру. Однако для расширения приема иностранных граждан на контрактной основе требуется существенно улучшить качество жилья, оборудовать новые помещения современными приборами и вычислительной техникой. Требуется повысить технический уровень обучения русскому языку, ведь на большинстве кафедр русского языка нет видеомагнитофонов и обучающих программ с применением компьютеров, а компьютерная грамотность преподавателей близка к нулю. В то время как многие зарубежные фирмы готовы закупить у нас обучающие программы, рассчитанные на их технику, мы ничего не можем им предложить. Хотя вузы могут теперь легко открыть валютный счет, они не всегда заинтересованы в его открытии и перечислении на него денег, так как, во-первых, бюрократы придумали рублевое покрытие валюты (то есть за получение валюты вуз должен перечислить соответствующее количество своих рублей), а, во-вторых, за услуги, оказываемые вузом, ему остается лишь около 27% заработанной валюты.
Кроме того, исходя из принципа: зарабатывают одни, а получают другие, до сих пор вузы не имеют отчислений от валюты, которую их преподаватели зарабатывают для государства при длительной работе в развивающихся странах. Если бы вузу отчислялся за это определенный процент, он был бы заинтересован направлять за границу лучших преподавателей.
Государственный комитет СССР по народному образованию до сих пор не определил размеры госзаказа на обучение иностранных специалистов, сверх которого вузы могли бы принимать граждан зарубежных стран на коммерческой основе, и размеры компенсации вузам по госзаказу. Сложности с заключением контрактов возникают и из-за отсутствия организационных, правовых и финансовых основ обучения в наших вузах как советских, так и иностранных студентов и специалистов. Не секрет, что те три тысячи рублей, которые должны получать вузы, но пока еще не получают, за каждого студента за счет средств предприятий и организаций, являются лишь небольшой частью полной стоимости обучения. Реальная стоимость обучения равна 18 - 20 тысячам рублей, а по отдельным специальностям она доходит до 30 тысяч.
Сейчас ускорение положительных сдвигов в высшем образовании прямо зависит от центральных планирующих органов, которые должны решить вопросы с упорядочением финансирования, разработать необходимые правовые документы. Быстрое решение вопроса о приемлемых размерах отчислений вузам валюты за все виды обучения иностранных граждан в СССР и за рубежом ускорит включение вузов в перестройку нашей экономической системы.
Б. ПЕТРУХИН, доцент, руководитель межвузовской лаборатории