Примерное время чтения: 5 минут
99

Образование - не для всех

На состоявшихся в конце ноября парламентских слушаниях в Госдуме обсуждение образовательного проекта все время заходило в финансовый тупик. Поскольку даже записанные в плане внебюджетные источники на образование, похоже, сводятся лишь к родительским средствам. Но они есть максимум у 10-15 процентов населения. И чем дальше родители с учениками от столицы и меньше их финансовые возможности, тем в более неравных условиях они окажутся, если все эти новшества примут.

Тест на натасканность

ЧТО и говорить, в нынешнюю систему поступления в вузы фактически заложено и репетиторство, и взятки преподавателям. По мысли авторов образовательной концепции, разрушить эту систему должен единый государственный экзамен, одновременно и выпускной и вступительный в любой институт. Причем даже не экзамен, а тест. То есть выпускник получит набор вопросов (математических, физических, литературных и т. д.) с вариантами ответов - как в игре "О, счастливчик!". Нет слов, хорошо бы пускать в институты поступающего за знания, а не за размер кошелька его "предков". Но тест не годится для проверки знаний, он требует лишь натасканности - то есть механического запоминания вороха мертвых дат, названий, цифр, формул и т. д.

Надежную натасканность в школе получить еще труднее, чем приличное понимание предмета, - так что тест ничуть не угрожает репетиторству. Зато он резко снизит уровень выпускников школ. Они смогут решать кроссворд и играть в "Поле чудес", но не докажут теорему Пифагора и не перескажут сказку "Три медведя". Пообщайтесь с юным американцем, прошедшим выпускной тест, - и вы в этом убедитесь. Неясно и другое: как по суммарному баллу определить готовность выпускника к тому или иному вузу. Как по нему понятъ - силен ученик в литературе или в химии?

Бесплатное обучение - для богатых?

УСПЕШНО сдавшим единый экзамен правительство оплатит учебу в вузе, для чего вводятся государственные именные финансовые обязательства. Остальные платят сами за себя - полностью или частично.

Очевидно - и это не раз прозвучало на слушаниях, что такой подход дает преимущества детям богатых родителей. Им по карману классные дорогие репетиторы и, значит, в среднем именно они лучше сдадут один-единственный экзамен. И продолжат учебу в любом вузе - бесплатно. А примерно таких же способностей сын медсестры сдаст единый экзамен похуже - денег на классный тренаж у него нет. И именно сын медсестры должен будет платить за свое высшее образование.

Однако допустим, что он все же учится вместе с "новым русским студентом" - работая после занятий. Любопытно, какого типа "социальное партнерство" возникнет у этих двоих, если их матери с очень разных доходов платят одинаковый процент подоходного налога в бюджет? Из которого почему-то оплачивается учеба лишь одного из них - высокодоходного?

В школу - на тракторе

ПЕЧАЛЬНАЯ судьба ожидает малокомплектные школы, которые правительство решило реструктурировать. Оставят только большие, а дети из малокомплектных будут ездить на школьных автобусах в другую деревню, в которой правительство оставит школу. Или жить в интернате при "помилованной" школе.

Так как за всякие деревенские школы отвечают власти рай- или облцентра, то правительству искать на все это деньги не придется. Интернаты, мебель, посуду и автобусы будет изыскивать сама деревня, местное самоуправление или область. Потому-то правительство ничего не считало и, похоже, не читало - про нашу нынешнюю деревню. Иначе знало бы, что в деревне денег нет - ни у властей, ни у людей. Причем ни на интернат, ни на автобус, ни на бензин. Покатать бы авторов проекта по проселкам - осенью-зимой-весной, аккурат в учебный сезон.

Автобусы, допустим, купит Всемирный банк. А кто на них доедет? Разве что возить детей на внедорожниках... но тут Всемирный банк разорится.

Чему будем учиться?

А ВОТ каким должно быть содержание, в проекте почти не обсуждалось. Чего в нем должно быть больше - литературы, химии или пения? Между тем от школьных и вузовских предметов зависит наша экономическая структура, уровень технологий - весь облик нашего будущего.

И это не случайное невнимание авторов правительственного плана именно к образованию. Примерно тот же состав "стратегов" реформирует экономику, и на все вопросы типа - какие отрасли будут преобладать к концу "переходного периода"? - молчат, как партизаны на допросе. Они хлопочут лишь о формах, а содержание? Уж какое выживет в предписанных формах.

Правительственный план пока обсуждается. И "температура" обсуждений так высока, что на слушаниях был предложен даже образовательный референдум - на случай, если правительство будет упорствовать в ряде принципиальных вопросов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно