Примерное время чтения: 11 минут
70

Дамоклов меч над российским образованием

Для внесения в Государственную думу правительством РФ подготовлены предложения, кардинально изменяющие систему российского образования. Продолжая, как будто "технически", приводить законодательство "в соответствие" с Бюджетным и Налоговым кодексами, а также с административной реформой, Министерство финансов вынесло на заседание правительства пакет изменений и дополнений в законодательство. Правительство в целом одобрило этот пакет, а это в свою очередь ставит общество перед фактом принятия ряда не просто экономических, а серьезнейших политических решений. Перечислю основное из всего того, что не просто вызывает возмущение, но и рисует картину катастрофы для любого, кто понимает, как и за счет чего давала и еще дает результаты отечественная система образования.

Государство отказывается от гарантий

Из всего образовательного законодательства правительством предполагается вычеркнуть все нормы, касающиеся государственных обязательств в области образования. Прежде всего власть отказывается от организационной основы - Федеральной программы развития образования и от всех норм ключевой статьи 40 Закона "Об образовании", в которой говорится о государственных гарантиях приоритетности образования.

Это значит, что если раньше государство законодательно гарантировало ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода, то теперь оно отказывается от этого обязательства.

Если раньше государство гарантировало защищенность расходных статей на образование, размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений, а также ежеквартальную индексацию в соответствии с темпами инфляции, то теперь и от этих обязательств оно отказывается.

Если раньше образовательное учреждение освобождалось от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю, то теперь государство хочет заставить образовательные учреждения платить абсолютно за все.

Если раньше благодаря одному из пунктов статьи 40 предприятиям и организациям было выгодно вкладывать средства в образовательные учреждения, так как в этом случае для них предусматривалась специальная система льгот, то уничтожением данной статьи государство убивает и у них охоту помогать образованию. Более того, в проектах нового законодательства больше не предусматривается возможности создавать фонды развития и поддержки образования - как на любом уровне власти, так и в самом образовательном учреждении.

Кому больнее?

Правительство выбивает из-под образования еще две очень серьезные опоры. Первое - это отмена гарантированной доли расходов, направляемой на финансирование образования, в том числе нормы не менее 3% расходной части федерального бюджета на высшее образование. Второе - отмена нормы, гарантирующей количество бесплатных мест в государственных вузах, - "не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч человек".

Эти нормы - не просто слова из закона. Большинство из них действительно работало. Так, например, существование нормы 170 студентов на 10 тысяч человек не только сохраняло доступность бесплатного высшего образования, но и позволяло из года в год добиваться увеличения количества бесплатных мест. В то же время те нормы, которые не выполнялись правительством, например, "не менее 3% на высшее образование", были серьезным механизмом давления на власть. Если еще в середине 90-х годов на высшее образование выделялось только 1,5% бюджетных расходов, то сейчас - больше 2,5%. И только настойчивая апелляция к закону позволила добиться этого увеличения.

Отмена статьи 40 наносит ощутимый удар и по родителям будущих школьников и студентов: больше не гарантируются выплаты государственных пособий по уходу за ребенком, пособия на детей малообеспеченным семьям, многодетным и одиноким матерям, инвалидам детства, пособия на детей военнослужащих срочной службы.

Отказывая в поддержке системе образования в целом, государство своими экономическими новациями естественным образом подрывает и без того унизительное материальное положение работников образования. Из статьи 54 Закона "Об образовании" правительство выкидывает тезис о том, что минимальные ставки и оклады должны превышать уровень средней заработной платы в Российской Федерации. Из Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" выбрасывается норма, что средние оклады для учителей должны быть не ниже средней зарплаты по промышленности, а для профессорско-преподавательского состава - в два раза выше средней зарплаты по промышленности.

Если в целом говорить о системе оплаты труда, то эту сферу правительство просто пытается ввергнуть в административный хаос. В результате разграничения полномочий уровней власти все образовательные учреждения будут разделены на три типа с финансированием исключительно со своего уровня - государственного, уровня субъекта РФ или муниципалитета. И гарантии минимальной зарплаты останутся только для работников учреждений федерального подчинения. Единое образовательное пространство будет разбито фактически на число субъектов Российской Федерации, и финансирование в каждом регионе будет осуществляться в соответствии с возможностями местного бюджета. Что это за возможности - несложно догадаться. При этом дефицит нижестоящего бюджета больше не будет компенсироваться из вышестоящего для обеспечения федеральных норм оплаты труда. В результате мы получим не только беспрецедентное расслоение среди работников образования по уровню зарплаты, но и одновременно резкое снижение уровня оплаты труда почти повсеместно.

В довершение уничижения социального статуса педагога власть отменяет для научно-педагогических работников право бесплатного пользования услугами лечебных подразделений вуза и вычеркивает гарантии финансирования из федерального бюджета условий для повышения квалификации.

Одновременно отдельный удар наносится по самым социально не защищенным педагогам - сельским учителям. Отныне работники образовательных учреждений сельской местности и рабочих поселков не будут пользоваться правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Логика предельно цинична: мы гарантий не даем, условий не обещаем. Хотите учить - учите. Но в темноте, в холоде - и лучше за свой счет. Вдобавок к этому правительство планирует и вовсе отменить целый Закон "О социальном развитии села", где установлена 25%-я надбавка к зарплате для сельской интеллигенции и других бюджетников, а также предусмотрены меры поддержки молодых специалистов. Теперь не будет ничего.

Обучающиеся, как и их преподаватели, также сполна почувствуют на себе нововведения. Изменения и дополнения в образовательные законы приводят к тому, что понятие "социальные льготы" превращается в "иные меры социальной поддержки". Да так, что в результате новая редакция статьи 50 Закона "Об образовании" исключает для обучающихся и воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения действующие нормативы стипендий, льготные и бесплатные питание и проезд на транспорте.

Полностью лишаются права на бесплатный проезд иногородние студенты очной формы обучения и аспиранты государственных и муниципальных вузов. А ведь это право и так давалось только раз в год - и только "туда и обратно". Лишая обучающихся стипендиальных нормативов, льгот и зная при этом, что стоимость авиабилетов в два конца, например, на Дальний Восток, приблизительно равняется 800 долларам, правительство уверенно предлагает студентам и аспирантам платить такую сумму или выбирать себе вуз только по месту жительства. И при этом уже и новый министр образования и науки говорит, что не что иное, как Единый госэкзамен "улучшит доступ ребят из дальних районов к высшему образованию". Да эти ребята даже до Москвы не доедут, а если и доберутся, то жить им здесь будет не на что!

Росчерком бухгалтерского пера правительство убирает из 51-й статьи Закона "Об образовании" государственные компенсации роста инфляции при расходах на питание и охрану здоровья обучающихся, видимо, полагая, что понятие "инфляция" российской экономики никак не касается. Помимо этого из законодательства исчезают обязательства государства по финансированию студенческих практик. И здесь показателен литературный метод министерских чиновников: статья, посвященная практике, вместе со всеми своими подробностями в законе остается, но обрезается финальная фраза - "и финансируется за счет средств соответствующего бюджета". Выкидывая эту деталь, правительство совершенно безответственно умалчивает, за чей же счет их теперь проводить и кто согласится взять эту ношу. Так же хладнокровно государство отказывается от доплаты на питание студентам очной формы обучения государственных и муниципальных вузов.

Наконец, из законодательства исключается пункт статьи, гарантировавший предприятиям, учреждениям и организациям освобождение от налогов на сумму средств, затраченных на работников, обучающихся по очной и очно-заочной форме. В итоге нетрудно предвидеть, что тем самым фактически под угрозу будут поставлены оплачиваемые отпуска для сдачи сессий, госэкзаменов и защиты дипломов, а также оплата проезда один раз в год для заочников.

Логически завершая свою антистуденческую линию, правительство исключает из обязанностей Министерства образования и профсоюзов разработку мер по улучшению быта, отдыха и медицинского обслуживания студентов и работников образования.

Замечу также, что правительство не ограничивается всей этой авантюрной "редактурой" Законов "Об образовании" и "О высшем и послевузовском образовании". Планируется ликвидировать и целые федеральные законы: о компенсационных выплатах на питание обучающихся, о льготе на проезд на междугородном транспорте и об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях.

Нет - экономической деятельности

Нельзя обойти и еще одну важнейшую проблему. Если, с одной стороны, правительство лишает образование государственных гарантий, исключает все четко определенные нормы социальной поддержки работников образования и студентов, то, с другой - выбивает из-под образовательных учреждений небольшие, но все-таки существующие пока возможности для собственной экономической деятельности. А проще говоря, возможности, чтобы "выкручиваться" из того положения, в которое их ставит власть.

Редакция Закона "Об образовании", предложенная Минфином, запрещает образовательным учреждениям иметь собственные денежные средства, имущество и другие объекты собственности, переданные ему физическими или юридическими лицами в форме дара или пожертвования. Исключается из законов право на доходы от собственной деятельности и право использовать собственность для получения дохода. Так, по новой редакции законодательства образовательное учреждение больше не может быть ни арендатором, ни арендодателем. Между тем общеизвестно, что именно средства, получаемые за сдачу помещений в аренду, помогали и еще помогают многим вузам выживать. Зачем правительство идет на такой антиобразовательный шаг понятно: любая недвижимость - лакомый кусок, и получается, что власть не заинтересована, чтобы деньги от ее эксплуатации шли в экономику образования.

Перечисленные факты экономического давления на образовательные учреждения можно считать своего рода авторитарными мерами воздействия, ведь в результате серьезно ограничивается экономическая свобода образовательных учреждений, наносится удар по принципу экономической автономии учебных заведений. Беда в том, что и этими "нововведениями" ряд запретов не заканчивается. Так, теперь любая платная образовательная деятельность будет являться предпринимательской даже в том случае, если доход от этой деятельности идет на образовательный процесс.

Более того, доход от этой платной деятельности теперь не может идти на заработную плату сотрудников и меры социальной поддержки работников и обучающихся, что ранее законодательством разрешалось. Природа этого запрета вообще неясна, по большому счету, это запрет ради запрета. Но еще больше поражает другой факт: если раньше учебные заведения в пределах имеющихся у них средств на оплату труда могли самостоятельно определять форму и систему оплаты, размеры доплат, надбавок и премий, то теперь они такого права лишаются.

Системный подход к уничтожению

Думаю, каждому читателю, как каждому ректору или директору школы, абсолютно очевидно, насколько серьезно все эти преобразования ухудшат финансово-хозяйственную деятельность учреждений образования. Нетрудно заметить, что всеми этими преобразованиями система образования уничтожается именно системно, распадается на частицы, запускаемые правительством в вольное плавание рыночного самовыживания. Проиллюстрировать это системное уничтожение легко.

По новому законодательству учреждения дополнительного образования перестают считаться образовательными учреждениями - и государство отказывается от их финансовой поддержки. Словно от какого-то балласта, государство отказывается и от гарантий доступности образовательных услуг дошкольного образования. Парадоксально, но факт - одновременно правительство предлагает достаточное количество мер, чтобы серьезно усложнить жизнь негосударственным образовательным учреждениям. Они больше не будут пользоваться преимущественным правом на приобретение закрепленной за ними или арендуемой отчуждаемой государственной или муниципальной собственности. Обучающиеся в негосударственных учебных заведениях, аккредитованных государством, лишаются всех имеющихся в законодательстве льгот. Ну и наконец, правительство показывает свое отношение к данному сектору, удаляя из Закона "Об образовании" слова о содействии со стороны государства созданию и функционированию негосударственных вузов. Можно по-разному относиться к негосударственному образованию, но очевидно одно: нельзя не думать о судьбе людей, получающих образование в этом секторе. И нельзя не видеть в действиях правительства желание сделать образование не просто платным, но реформировать систему таким образом, чтобы любое образовательное учреждение, в том числе платное, не смогло конкурировать с коммерческими структурами.

И доказательством верности такой логики является самое опасное предложение правительства - признать утратившим силу Федеральный закон "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию". В новых условиях, когда у государства не будет никаких гарантий для образования, а сами учебные заведения будут в сложнейших экономических условиях, разрешение приватизации можно приравнять к открытию массового образовательного аукциона. Аукциона с очевидным финалом.

В заключение напомню: статья 7 Конституции гласит: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". В послании Федеральному собранию президент не раз повторял о том, что образование должно быть "качественным и доступным". Подождем - и посмотрим во время голосования Государственной думы по предложениям правительства, насколько эти слова соответствуют действительности.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно