Почему сегодня низок престиж учителя, инженера? Как его поднять! На эти и другие вопросы отвечает министр народного образования Белорусской ССР, кандидат в народные депутаты СССР от Всесоюзного общества "Знание" М. И. ДЕМЧУК.
- Согласен, престиж учителя сегодня невысок, впрочем, так же как любого интеллигента. А кто должен его поднять? Мы и должны! Не скажу, что в нашей республике все уж так хорошо, но кое-какие сдвиги намечаются. В педвуз поступить сейчас не так-то легко - конкурс, а значит, отбор лучших уже идет. Почему? Во-первых, подняли зарплату учителям. Во-вторых, в республике мы стараемся обеспечивать их квартирами в первую очередь, а на селе уравнять учителей со специалистами сельского хозяйства, у которых есть определенные привилегии.
- Достаточно ли этого для капитального ремонта образования?
- Конечно, нет. Мы, например, организовали совет директоров школ, главная задача которого - создать школу с высокой культурой функционирования. Создали и союз учителей, который на первом этапе должен развивать науку, поднять глубинные процессы образовательной политики, разработать новую методику. На учредительный съезд, который состоялся в Гомеле, приехали лучшие педагоги со всего Союза.
А знаете, что я считаю чрезвычайно важным в перестройке школы? Тесное переплетение образовательной политики с обществом "Знание". Что такое "Знание"? Это - интеллектуальный сгусток нашего общества в целом. И кто, как не оно, должно взять на себя основные функции в перестройке всего народного просвещения? Пока, конечно, до этого далеко.
- Не носят ля в таком случае наши планы утопический характер?
- "Знание" тоже нуждается в реконструкции. Какими я вижу его функции? Во-первых, обществу надо взять на себя экологический, экономический, правовой всеобуч. Во-вторых, проводить экспертизу существующих концепций учебных программ, диктовать научную политику. "Знание" должно иметь свой "банк данных", разветвленную издательско- полиграфическую сеть. Кроме того, лекторов нужно готовить в вузах: преподавать риторику, другие необходимые предметы. Скажу так: если образовательная государственная политика - это каркас, скелет образовательной сферы, то общество "Знание" должно стать ее плотью и кровью и, естественно, занять свое место в общей системе непрерывного образования. Именно "Знание", считаю, должно воспроизводить интеллектуальный потенциал страны.
- А как вы думаете отладить этот механизм?
- Возможно, это прозвучит кощунственно, но я считаю, что нам прежде всего необходимо иметь систему образования как механизм глубокого расслоения людей по уму. Гуманизация образования - это не единые программы для одаренных и слабых. Гуманизация, на мой взгляд, - это "отслеживание", развитие, обучение способных ребят, начиная с детского садика. Для них же должны быть школы с углубленным изучением тех или иных предметов, школы - интернаты, где преподают крупные ученые, их только путем собеседования можно принимать в вузы, оттуда - в аспирантуру. Мне, кроме того, кажется, что "Знание" вполне может взять на себя и учреждение стипендий для особо одаренной молодежи, иметь возможность для их обучения в лучших учебно-научных центрах мира.
- Не получится ли так, что те дети, о которых вы говорите, будут детьми элиты?
- Я же говорю о расслоении не по положению родителей, а по уму. Кроме того, природа, как правило, на детях гениев отдыхает. А как подсказывает мой опыт, опыт моих коллег, наибольшие способности, показывают ребята из глубинки.
- А вы как министр народного образования республики, уже что-либо сделали для реконструкции школы?
- Министр я молодой не только по возрасту, но и по должности, которую я занимаю менее года. За это время старался уделять как можно больше внимания развитию, даже, я бы сказал, возрождению национальной школы. Только не подумайте, что я говорю о национализме: национальное - это не только размахивать флагами и делать вид, что ты не понимаешь по-русски. Национальное - это гораздо глубже.
Я, к примеру, считаю, что наше министерство должно внести основной вклад в кадровое обеспечение, а значит, и развитие региона. Мы уже разработали программу перепрофилирования вузов, причем свою программу комплексного обеспечения кадрами имеет каждая область, это стало заботой первых лиц областей и республики. Основная цель этого - дать школьникам, учащимся ПТУ, студентам гарантии трудоустройства.
Сейчас в Белоруссии приоритетными являются электроника, машиностроение, сельское хозяйство, легкая промышленность. Для них и должны готовить мы кадры - от ПТУ до вуза. Увеличивается у нас число школ с углубленным изучением предметов: сейчас их в республике 570, тогда как в прошлом году было 220. Число их будет расти.
- Михаил Иванович, позвольте задать несколько вопросов, можно сказать, личного характера. Я знаю, что вы физик, в 35 лет стали доктором наук, профессором, в 40 - членом- корреспондентом АН БССР, а сейчас еще и министром. Кто вы все-таки больше - ученый или администратор?
- Если скажу, что ученый, не поверите ведь? В душе, конечно, ученый, и все свободное время отдаю науке. Но его - все меньше и меньше... Став министром, я вижу, как много нужно сделать хотя бы для того, чтобы вернуть былой престиж ученым, педагогам, инженерам.
- Какая у вас семья? Зарплата?
- Жена - кандидат технических наук, Дочь - десятиклассница. Сейчас моя министерская зарплата - 450 руб. Когда я еще недавно заведовал кафедрой в университете, получал больше. Но дело ведь не только в деньгах, согласны?
Беседу вела Л. НОВИКОВА.