Перед Вами два письма, оба - об образовании. Два "крика души", отосланные в Интернет. Одно - из России, другое - из Америки. Они о разном, но едины в главном - попытке осмыслить роль и значение образования в обществе. И каждое - приглашение к серьезному разговору...
Цена достойной жизни
РАНО или поздно любой родитель задумывается и о том, как устроить жизнь своего ребенка. Для многих сегодня "достойная жизнь" и "обеспеченная жизнь" - это синонимы, поэтому вопрос об устройстве жизни сводиться к проблеме получения нужной специальности и последующей высокооплачиваемой работы.
Чтобы попасть в вуз, необходимо туда поступить, а для этого надо обладать достаточными знаниями, дающимися в школе. Чтобы поступить в школу, нужно ходить на специальные занятия - подготовка к школе; чтобы идти на эту подготовку к школе, нужно все равно хотя бы знать печатные буквы, уметь слушать, а, главное, находиться в коллективе, чему учат только в детском саду.
В общем, когда родители это узнают, то им становится плохо.
Детский садик - это самое первое знакомство с нашей замечательной системой образования, как правило, оно производит очень грустное, удручающее впечатление.
Платный детский садик не каждый себе может позволить. В "бесплатном" необходимо внести первоначальный взнос в виде материальной помощи детскому садику - это только первый сюрприз. Далее готовьтесь сдать деньги на нужды группы, на прививки от гриппа, на дни рождения, фотографии, которые по цене не отличаются от портрета, написанного кистью известного художника.
Следующий этап - школа. К выбору школы нужно отнестись более внимательно, чем к выбору детского садика, так как здесь, помимо просто общения и завтрака, ребенок должен еще и знания получать...
Школы тоже бывают разные: обычные хорошие, обычные плохие, элитные платные и элитные бесплатные (т.е. бывшие спецшколы).
Придя в обычную бесплатную хорошую школу вы поймете, что ваш ребенок туда не попадает, потому что если вы не ходили на подготовительные занятия, то вы и ваш ребенок навряд ли даже догадываетесь, как надо писать, считать, читать и рисовать, чтобы попасть в эту школу, хотя... существует такое понятие, как благотворительность, которая передается уже просто в руки директору или завучу.
Если вы решились все-таки попробовать подыскать школу получше своему чаду, то можно попробовать бесплатные элитные. Но там надо "потуже затянуть поясок". Родительский комитет собирает в месяц от 2 до 5 тысяч рублей, сюда включаются подарки учителям, покупки для класса, но на учебники и тетради с вас еще по 2-3 тысячи соберут. Куда уходят эти деньги - непонятно, но они уходят.
С выбором элитной школы главное не ошибиться. Каждая такая гимназия переживает разные этапы своего развития. Никто, не возражает, если дети учителей, их родственников, знакомых и т.д. учатся вместе с вашими детьми, но раз на раз не приходится: бывает, попались один-два таких ребенка на 5-й класс, причем дети умные, хорошие, талантливые. Бывает, набрали целый класс таких блатных, а вовсе и не обязательно, что они будут все умные и талантливые. Вот в такой набор лучше не попадать, там просто все за деньги делается, даже учителя кричат и воют, но шепотом - зарплата-то важнее.
Если вам повезло, вы пристроили своего ребенка гимназию, то не спешите расслабляться. Здесь уже у ребеночка запросы растут каждый день: надо соответствовать.
Если вам все-таки повезло, ваш ребенок уже заканчивает 9 класс, причем без всяких неприятностей, то расслабляться опять не стоит - ваша семья переходит к новому экономическому кризису. Как раз на этом этапе необходимо определиться с выбором вуза. Почему необходимо определиться за два года до поступления? - А потому, что потом платить придется больше, да и попасть сложнее.
Выбор вуза - это следующий этап знакомства с нашей замечательной системой образования. Здесь необходимо сделать такую сноску: если вы сами не дипломат или врач и ваши родственники тоже, то в МГИМО и Медицинскую Академию им. Сеченова лучше и не соваться - столько, сколько там стоит обучение на платном отделении (бесплатное уже давно все куплено, там мест просто не бывает, даже и пытаться незачем, только себе и ребенку психику травмировать), вам не заработать, даже если вы перейдете на хлеб и воду в течение двух лет, а чтобы вас туда зачислили (на платное отделение), нужно еще столько же...
Но ведь хочется подарить своему ребеночку хорошо, обеспеченное будущее. Лучше выбрать институт попроще и горбатиться два года на репетиторов. А можно просто пойти в тот вуз, к которому относится ваша гимназия, что тоже неплохо, ведь если там будет большинство тех, с кем учился ваш ребенок с первого класса, есть вероятность найти ему работу, причем не грузчиком и не уборщицей.
В заключение всего этого хочется сказать, что на самом деле материальные блага - это не все в жизни, главное - это духовное богатство человека и всего народа в целом. Но из-за того, что основная часть населения нашей необъятной Родины оказалась за гранью бедности и жизнь наша стала похожа на погоню или бег с препятствиями, люди стали злыми и бесчувственными, о душевном богатстве или о внутренней красоте говорить даже как-то и не приходится. Хотя именно душевную красоту человечек должен приобретать во всех этих садиках и школах. Именно школа и семья должны быть рядом, должны давать внутреннее богатство, учить быть Человеком с большой буквы.
Наша система образования, наша жизнь в постоянной погоне за деньгами делает наших детей более бездушными, чем мы сами. Ситуацию саму по себе возможно изменить, но для этого необходимо желание родителей, причем это должен быть не один человек. Да, можно пойти пожаловаться на плохого психолога в школе, потребовать его увольнения, возможно, это даже будет правильно, потому что есть надежда, что тот психолог, которого возьмут на место уволенного будет более компетентным, но... Возможен и другой вариант: тот, кто придет на место психолога (или учителя, или врача...) может оказаться хуже. Именно это и останавливает родителей.
Нам проще сидеть по своим норам, тихо возмущаясь несправедливым отношением к нашим же детям, неправильным подходом к их обучению, неадекватным поведением учителей и психологов, чем что-то менять. Увы, страх навредить своему чаду намного сильнее желания вершить справедливость...
Обучение глупости в культуре барыша
ВОТ уже много лет я преподаю английский язык и литературу в одном захолустном американском университете. В последние годы меня мучает один вопрос: почему наши молодые люди, получающие высшее образование, так чудовищно невежественны?
"Я не читаю", - говорит молодая студентка без малейшего смущения. Она даже не догадывается, что открыто признавать у себя отсутствие привычки к чтению в университете это все равно, как если бы кто-нибудь в обычной жизни хвастался, что он решил не дышать. Она изучает у меня курс "Мировая литература". Роман, вызвавший у нее трудности при чтении, называется "Любовь и мрак" Изабель Альенде. Он повествует о терроре, устроенном после переворота нацистским режимом пиночетовской хунты в Чили в 1973-1989 гг. Никто в классе, включая специализирующихся по английскому, не может написать приличного реферата с анализом, так что мне приходится учить их этому. Никто в классе не знает, где находится Чили, поэтому я делаю ксерокопии с основной информацией из путеводителей по миру. Никто в классе даже не слышал об 11 сентября 1973 года, о спонсированном ЦРУ государственном перевороте, покончившим с развитой демократией в Чили. Наступает полный шок, когда я зачитываю рассекреченные в США документы, описывающие тайный сговор США с генеральским переворотом и убийство законно избранного президента Сальвадора Альенде.
География, история, философия и политическая наука - все это отсутствует в их подготовке. Я терпеливо объясняю: нет, наше правительство не было другом демократии в Чили; да, наше правительство финансировало и сам переворот, и пыточную машину хунты; да, то же самое происходило и происходит почти по всей Латинской Америке. Затем один студент спрашивает: "Почему?". Ну, говорю я, ЦРУ и корпорации действуют деспотически по всему миру, отчасти, благодаря невежеству народа Соединенных Штатов. А невежество это, несомненно, навязывается формальным образованием и укрепляется СМИ. Чем больше люди читают, тем меньше они знают и тем более внушаемыми они становятся, принимая на веру все, о чем пишут в газетах. Это было бы смешно, если б не было столь трагично.
Между тем, пользуясь поддержкой своего народа, США помогает финансировать кровавую работу эскадронов смерти, хунт и террористических режимов за рубежом. Мы ведем войну - нечестную, незаконную, несправедливую, алогичную и дорогостоящую войну, которая показывает миру провал нашей разведки и, между прочим, ползучую слабость нашей экономической системы. Каждый мужчина, женщина и ребенок, убитый бомбой, пулей, голодом или загрязненной водой - это убийство, а война - преступление. А американская система образования не способна сегодня производить мозги, оснащенные самым необходимым для выживания полноценной демократии: способностью анализировать и задавать вопросы.
Я не думаю, что в современной Америке возможно серьезное образование. Все, с чем вы соприкасаетесь в анналах знания, является врагом системы коммерции и барыша, выводит из-под контроля. Единственное образование, которое может быть дозволено, обязано или закреплять статус-кво в культуре, как происходит в дорогих школах, или производить людей для охраны и навязывания статус-кво, как в университете штата, где я преподаю. Примечательно, что в моем третьеразрядном университете, обслуживающем рабочий класс, выпускников колледжа в первом поколении, идущих работать в низшие эшелоны гражданской службы, в образование или в менеджмент среднего звена, любимые области академических интересов - это коммуникации, криминальная юстиция и социальная работа - по сути, как вводить в заблуждение, удерживать в клетке и контролировать массы.
Это образование - чудовищная растрата ресурсов и потенциала молодежи. Когда украинский студент, прибывший на эти берега всего три недели назад, пишет лучшее в классе эссе по английскому языку, это должно заставить задуматься. Но превращение американского образования в груду камней и строительного мусора было спланировано и служит определенной цели. Поэтому наши СМИ не перестают лгать.
Школы профессионального обучения [ПТУ - прим. пер.], вот на что действительно становится похоже американское образование, по крайней мере, на своем массовом уровне. Наши студенты могут заканчивать ВУЗ, даже не коснувшись иностранных языков, философии, элементов какой-либо науки, музыки или изобразительного искусства, истории и политической науки, или экономики. Фактически, наши студенты учатся жить в выборной демократии отделенной от политики - черта, которую хорошо иллюстрируют уменьшающиеся толпы у палаток для голосования.
Культурный фашизм - именно так можно назвать отношение власти к нашему образованию. Он проявляет себя в отвращении молодежи от мышления и усовершенствования культуры. "Когда я слышу слово "культура", - говорил Геббельс, - я хватаюсь за револьвер". Одной из позорных и впечатляющих реформ пиночетовского режима была реформа образования. Основной ее целью было покончить с ролью университетов как источника социальной критики и политической оппозиции. Вышел приказ об упразднении факультетов философии, социальных и политических наук, наук о человеке и искусств - мест, где обычно проходили политические дискуссии. Университетам было приказано присуждать степени только по бизнес-менеджменту, программированию, инженерным наукам, медицине и стоматологии.
Поэт Перси Биши Шелли писал, что в ненасытности, которую создала промышленная революция, люди сначала уступили свои умы, или способность суждения, затем свои сердца, или способность сопереживания, пока от всего первоначального человеческого оснащения не остались только эгоистичные требования наслаждения. Без умов или сердец, люди используются для покупки чего угодно, заглушающего их кричащие и испуганные чувства - кукол Барби и официальной лжи, аморальных войн и обанкротившегося образования.
Между тем, в моем штате губернатор издал указ о 10-процентном сокращении во всех службах штата - включая образование...