96

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Что заботит и волнует молодежь

Об этом наш корреспондент И. Солганик беседует с заместителем директора Института социологических исследований АН СССР доктором философских наук В. МАНСУРОВЫМ.

КОРР. Валерий Андреевич, хороших слов о нашем молодом поколении в печати сказано немало, и слова эти вполне заслуженны. Но так же много сегодня говорится о негативных явлениях среди молодежи, о молодежных проблемах. Какие из них, по- вашему, стоят сегодня наиболее остро?

МАНСУРОВ. Наверное, все проблемы - образование, труд, семья, досуг.

Вопрос вопросов, который даже стал темой общеевропейского симпозиума, - трудолюбивее молодежь по сравнению с предыдущими поколениями или нет? Будем откровенны: уровень трудовой активности молодежи и людей более старшего возраста значительно отличается, и не в пользу молодых.

Справедливости ради надо сказать, что среди молодого поколения достаточно тех, кто умеет и хочет работать; но в то же время у некоторых групп молодежи труд перестал занимать первое место в системе жизненных ценностей. Объяснений этому много, я назову лишь одно из них.

На сегодняшний день процесс получения образования удлинился - он продолжается нередко до 25 лет, а то и дольше, если принимать в расчет учебу в аспирантуре; и к этому возрасту молодой человек еще полностью лишен каких бы то ни было трудовых навыков, лишен опыта общения в трудовом коллективе. Но ведь чем старше человек, тем сложнее ему вписаться в коллектив, выработать те же трудовые навыки.

* Видимо, стоит подумать о том, чтобы сократить сроки учебы в школе, вузе, - и это вполне реально, если вспомнить эксперимент, проделанный известным нашим педагогом В. Шаталовым, ученики которого за год осваивают программу двух-трех лет учебы в обычной школе. Или, может быть, есть смысл как-то совместить учебу и трудовую деятельность молодых людей; в общем, вариантов много, и уже специалисты должны решить, какой из них предпочесть.

И еще, раз уже зашла речь о системе трудового воспитания: школа на сегодняшний день ориентирует молодежь исключительно на творческий труд, а это, думается, неправильно и даже вредно. Судите сами - далеко не все молодые люди впоследствии окажутся на творческой работе, многие из них, к примеру, попадут на производство, где до сих пор существует неквалифицированный ручной труд, механическая работа на конвейере и прочие не очень престижные и не очень творческие вещи, к которым молодые люди не готовы и которых в школе "не проходили". Отсюда разочарование, апатия, которые испытывают некоторые из них в подобной ситуации.

КОРР. Валерий Андреевич, может быть, не особенно высокая трудовая активность некоторых молодых людей связана с тем, что у них нет реальных стимулов для хорошей работы, заинтересованности в результатах своего труда?

МАНСУРОВ. Действительно, многие молодые люди, и особенно молодые семьи (89 из каждых 100 молодых семей), начинают свою трудовую жизнь в непростых условиях - с низкой зарплатой, без перспективы продвижения по службе и, наконец, без собственного жилья.

Как показывают социологические исследования, эту последнюю проблему молодежь считает для себя самой актуальной. Но, как известно, результаты труда с ее решением почти никак не связаны - плохо ли, хорошо ли работает молодой человек, это никак не связано с получением квартиры. Между тем подсчитано, что в 70 случаев из 100 молодые люди меняют места работы и даже профессии именно из-за неудовлетворенности жилищными условиями.

КОРР. Но ведь жилищную проблему молодежи в какой-то степени решает строительство МЖК, которое сегодня ведется в 120 городах.

МАНСУРОВ. Слов нет, начинание это прекрасное, но не надо его переоценивать - строительство МЖК лишь капля в море, и тот реальный объем жилья, который они дадут, составит небольшую толику того, что нужно молодым семьям. А семей этих с каждым годом становится все больше: как показала последняя перепись населения, среди молодежи семейные составляют 52%.

КОРР. Раз уж мы заговорили о молодых семьях, не могу не задать вам "каверзный" вопрос. Как вы объясняете тот факт, что разводов среди молодежи становится все больше?

МАНСУРОВ. Разводов действительно много; причем 38% разводов приходится на браки, просуществовавшие менее четырех лет.

Одна из основных причин состоит в том, что развод стал уже чуть ли не обыденным явлением. Все чаще в последнее время заключаются браки с заведомо четкой установкой на развод, если хотя бы одна из сторон будет не удовлетворена совместной жизнью. Часто недостаточная осведомленность в вопросах секса - тоже одна из главных причин. А ведь сексология - такая же наука, как прочие.

Наши опросы показывают, что иногда жизни молодой семьи мешает так называемая "помощь" родителей. У молодых она рождает иждивенческие отношения.

Развод, инициатор которого женщина, часто возникает в результате того, что мужчины, и особенно молодые, мало помогают дома по хозяйству, мало участвуют в решении семейных проблем, в воспитании детей.

Исправить положение здесь надо, начиная с воспитания в семье, в школе. Почему, например, труд по бытовому обслуживанию семьи преподается в школе только девочкам?

КОРР. Валерий Андреевич, каково ваше мнение о так называемой потребительской психологии части нашей молодежи; насколько распространено это явление? И вопрос более общего плана - чем, по-вашему, вызвано скептическое отношение к нашим ценностям и идеалам, не так уж редко встречающееся у молодых людей?

МАНСУРОВ. Как показывают социологические исследования, потребительские, мещанские ценности принимает один из пяти опрошенных молодых людей; чаще всего потребительские настроения проявляются среди учащейся молодежи (значительно чаще, чем среди молодых специалистов).

По всей видимости, объясняется это тем, что у школьников, учащихся ПТУ, студентов зачастую облегченные представления о жизни. Своего опыта у них нет, работать тоже пока не работали, но потреблять уже привыкли - в сфере потребления они лидеры и передовики!

Вы спрашиваете, чем вызвано скептическое отношение некоторых молодых людей к нашим ценностям. Думаю, во многом это объясняется тем, что мы до сих пор еще не избавились от привычки изображать нашу действительность только розовыми красками, и этот разрыв между словом и делом, между теорией и практикой уже стал привычным явлением, на которое даже не реагируют.

Негативным явлениям в молодежной среде во многом способствуют формализм, бюрократизм, инертность комсомольских организаций, которые слишком мало занимаются воспитанием молодежи. И еще такое обстоятельство: в последнее время участились случаи злоупотребления служебным положением лицами, занимающими разного рода ответственные посты. Причем зачастую эти же самые люди с высоких трибун призывали народ, молодежь в особенности, к трудовым подвигам, к честной жизни, самоотверженной работе. Когда же они оказываются на скамье подсудимых, у молодых людей возникает кризис доверия не только к этим конкретным лицам, но и, благодаря свойственному юношеству максимализму, и к соответствующим институтам, которые те представляли.

В общем, процессы и проблемы, возникающие в молодежной среде, не появляются из неведомого далека - они произрастают на почве общественного бытия. И когда мы решим те или иные проблемы общественной жизни в сфере экономики, идеологии, пропаганды, воспитания, процессы эти сами сойдут на нет.

В заключение я хотел бы сказать вот еще о чем: все социальные проблемы, о которых мы здесь говорили, огромные и глубокие, связанные со всеми нитями развития общества, и решение их нельзя откладывать в долгий ящик. Ведь как молодой человек приспосабливается к обществу, его духовным достижениям, так и общество, я убежден, просто обязано приспосабливаться к запросам молодого человека.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно