Накануне Дня Знаний социологи ВЦИОМа выдали на гора ответы родителей на фундаментальные образовательные вопросы. Выяснилось, что девяносто процентов российских пап и мам ставят перед нашей средней школой такие задачи, которые сегодня она в принципе не решает.
Кого готовить школе?
41 процент родителей убеждены, что там должны воспитать образованных людей, подготовленных к будущей профессиональной деятельности. В идеале это действительно так. Но, образование - процесс, органически вбирающий в себя три составляющих: обучение, воспитание, развитие. Школа же всего лишь учит. Какая-то хорошо, какая-то - не очень, но и только. От проблем воспитания она тихо самоустраняется. Нет, Закон Об образовании этот процесс декларирует. Но ст. 52 в этом смысле однозначна: Родители обучающихся несут ответственность за их воспитание . И зачем тогда огород городить.
Развитием школа не занимается по другой причине. Просто уважаемые педагоги сами не сильно понимают, что это такое. Если бы понимали, то не выдумали бы столь оригинальных педагогических штук, как развивающее обучение или раннее (опережающее) развитие . В самом деле. Попробуйте-ка привести пример не развивающего или недоразвивающего обучения. Получилось? Вот и у авторов сей инновации не выходит. Еще бы. Ведь даже самое тупое зазубривание все равно, так или иначе, способствует тренировке памяти. А теперь вспомним, какого ребенка считают не по годам развитым. В шесть лет читающего Тихий Дон . В семь лет владеющего пятью языками. В девять - разбирающего и собирающего обратно двигатель папиного авто. Ну, и так далее. Только это такая житейская трактовка ранней развитости. Не более того.
Профессия в школе - это вообще песня. Ее пытались давать выпускникам в разгар перестройки, лет 15-20 назад. Тогда даже для семи-восьмиклассников стремились наладить производительный труд, а старшие поголовно осваивали рабочие профессии в учебно-производственных комбинатах. Тем, кто успешно проходил практику, давали квалификацию и присваивали разряды. Соответствующий документ вручался на выпускных вечерах вместе с аттестатом.
Потом все это по известным причинам умерло. И нынешним старшеклассникам о профессии можно только мечтать. Так что сегодняшняя школа не готовит их ни к чему, кроме продолжения учебы. Вот почему такой, в сущности, пустяк, как не поступление в вуз, расценивается семьями не иначе как трагедия.
Широкий кругозор благосостояния
Еще 23 процента родителей полагают, что современная школа должна растить культурных людей с широким кругозором. Здорово, правда! Только вряд ли кто из настоящих учителей возьмется решать такую задачу. Нет, широкий кругозор - куда ни шло. Но вот культура? Специальный школьный предмет есть такой. МХК называется: мировая художественная культура. Только эта мировая почему-то не очень выходит за рамки русской и западноевропейской. Да и художественность ее тоже весьма рамочная : в пределах литературы и изобразительного искусства с неким архитектурным подтекстом. Но и на столь урезанный культурный пласт приличного преподавателя в школу не заманить. А родители-то хотят!
Впрочем, не только духовного и художественного. 14 процентов мечтают о том, чтоб в школе их чад научили обеспечивать свое благосостояние. Во как! Лично я знаю только одно место, где такое преподают: цыганский факультет тюремного университета. На самом деле вопрос не шуточный. А действительно, кто этому научит. Ведь 51 процент опрошенных из тех, кто имеет ребенка-школьника, затруднились назвать профессию или род занятий, которые они пожелали бы для своих детей. А это, помимо всего прочего, означает еще и то, что половину российских родителей их работа в смысле благополучия, материального или еще какого никак не устраивает. А то бы чего проще, направил дитя по собственной стезе, и дело с концом. И если даже такие столпы высшего образования как МГИМО или МГУ автоматом ничего не гарантируют, то что говорить о рядовом среднем образовании.
11 процентов россиян полагают, что дело школы готовить просто хороших людей и хороших семьянинов. А каждый седьмой из каждой сотни опрошенных мечтает о том, чтобы школьные выпускники были патриотами своей страны. Но хороший человек и тем паче патриот - результат воспитания, которое в очень многих школах практически сошло на нет. А что касается семьянина, то курс Этики и психологии семейной жизни не так давно трансформировался в Основы безопасности жизнедеятельности , каковой со следующего года в свою очередь обещает превратится в Основы воинской службы . Видимо как раз для большего патриотизма.
Впрочем зачем молодым людям быть хорошими людьми, семьянинами и патриотами? Ведь для прорыва в элиту, то есть туда, где можно обеспечить свое благосостояние, надо обладать вовсе не профессионализмом или высокой нравственностью и духовностью, а всего лишь деньгами или связями во властных структурах. Именно так думают, судя по результатам еще одного ВЦИОМовского опроса, соответственно 75 и 56 процентов наших сограждан.
Подарки на караул
Впрочем и не сильно утруждающее себя воспитанием и развитием мамы и папы выкладывают на образование кровные из собственного кармана. Так треть опрошенных родителей вкладывала денежки в ремонт школы, 28 процентов - в подарки учителям и 27 - в приобретение учебно-методических материалов. Пятая часть родителей финансировала оборудование классов, столько же - школьную охрану. 12 процентов оплачивала дополнительные занятия по основным предметам. Ну и так по мелочам еще.
Родительская финансовая подпитка не очень-то помогает. По качеству математической подготовки школьников мы на 29 месте среди 40 развитых стран мира. По грамотности чтения примерно так же. Это уже результаты международного тестирования PISA 2003 и 2000 годов соответственно. При этом мы проигрываем как в тестах, выявляющих уровень знаний, так и в тестах на применение этих знаний в жизни, признает заведующая Центром оценки качества образования Российской академии образования Галина Ковалева.
Но наших родителей такая ситуация не смущает и не останавливает. Они продолжают подталкивать школу вперед к идеалу. И свою помощь школе многие из них по мере сил и возможностей пытаются довести до идеальной. И в этом стремлении им не хватает лишь самой малости : побольше просто хороших учителей и достойных образовательных чиновников.