Примерное время чтения: 6 минут
386

В СССР НАСЧИТЫВАЕТСЯ БОЛЕЕ 40 ТЫС. НАРОДНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ. Знания и "Знание"

Съезд народных депутатов СССР явился политическим университетом для всех нас. Мы не только услышали голос народа, но и убедились воочию, каков сегодня дефицит во многих отраслях знаний: экономических, правовых, экологических и т. д. Общество "Знание" - одна из организаций, которые могут восполнить этот пробел, так как обладает большим интеллектуальным потенциалом, достаточной материальной базой. Что же конкретно делает общество "Знание" для расширения знаний трудящихся, ликвидации функциональной неграмотности, повышения интеллектуального уровня? Об этом беседа нашего корреспондента Л. НОВИКОВОЙ и заместителя председателя правления Всесоюзного общества "Знание" Г. БОБОСАДЫКОВОЙ.

- Хотелось бы сказать, что в Основных направлениях внутренней и внешней политики, принятых на Съезде народных депутатов СССР, все-таки мало сказано об особой актуальности и качественном изменении образования, да и выступавшие на Съезде очень мало уделяли внимания этому вопросу.

- Все тот же "остаточный принцип"...

- Вы, вероятно, правы. К сожалению, не удалось оказаться на трибуне народным депутатам - представителям от общества "Знание".

Что же все-таки может Всесоюзное общество "Знание"? Хочу подчеркнуть, что интеллектуальная возможность его огромная - она заключается более чем в 2 млн. его членов, многие из которых - представители научного мира, творческой интеллигенции, специалисты, словом, люди, которые сегодня делают перестройку. Всесоюзное общество "Знание" на местах располагает и стационарной аудиторией, и определенными средствами научно-технической пропаганды. Кроме того, у нас широкая издательская деятельность: мы издаем 40 различных научно-популярных серий; тираж брошюр, книг, журналов и бюллетеней составляет 552178 тыс. экз.

Традиционный подход распространения знаний по принципу "что, где, когда" сегодня уже не годится. Нужна другая идеология, иное участие в решении государственной задачи по качественному обновлению образования. Значит, требуется перестройка нашей деятельности.

- Нельзя ли подробнее?

- В сфере образования осуществляется перестройка. Ученые и практики справедливо заявляют об объективной необходимости перехода к непрерывному образованию. Общество "Знание" может играть одну из главных ролей в развитии общественных форм непрерывного образования. Что я имею в виду? Дело в том, что научных разработок и методов прогнозирования непрерывного образования накопилось немало, но, когда начинается соприкосновение с практикой, видишь, насколько многие из них далеки от реальности. Не совсем ясны отношения между государственными и общественными формами образования. Между тем жизнь требует четче провести линию между ними, отработать механизм взаимодействия.

- А как разделить государственные и общественные формы образования, да и нужно ли их делить?

- Государственные формы образования - это, кроме привычных для нас школ, техникумов, вузов, институты и факультеты повышения квалификации. Признано, что институты и факультеты повышения квалификации могут удовлетворить лишь половину из тех, кого необходимо "пропускать" через них каждые 5 лет.

- Цифры, не внушающие оптимизма...

- А общество "Знание" может давать таким специалистам переподготовку через 1, 2, 3 года благодаря гибкости форм образования.

Так работает, например, минский "Интеграл". В Свердловске народные университеты, действующие на базе Уральского политехнического института. Уральского филиала Академии наук, делают буквально уникальные вещи в повышении профессиональной квалификации специалистов. Предприятия Урала уже давно по достоинству оценили такую форму пополнения знаний и делают для этого социальные заказы через общество "Знание". Но, к сожалению, нет правового статуса общественных форм образования.

- Знаете, название "народный университет" ассоциируется с временами застоя, когда все мы были его "слушателями": сидели на родительском собрании в школе или выслушивали нудную лекцию перед началом кинофильма...

- Увы, на каком-то этапе деятельность народных университетов заформализовалась, в это по сути своей демократическое движение проник пресловутый "вал". Но, с другой стороны, есть такие университеты, которые не стареют ни формой, ни сутью. Они могут работать в любом месте: и в трудовом коллективе, и по месту жительства, и при учебных заведениях, если можно так выразиться, и с доставкой на дом.

25 лет, например, в Москве успешно работает народный университет научно-технических и экономических знаний на базе Московского энергетического института. МВТУ им. Баумана и МГУ им. Ломоносова. Интересный опыт имеется в МАИ и МИФИ. В Прибалтике народные университеты культуры очень интересно работают. Итоговые занятия здесь превращаются в праздник. Огромной популярностью пользуются в народных университетах страны такие факультеты, как информатики, правовых знаний, управления. Эти знания нужны каждому человеку.

- Действительно, народные университеты - прогрессивная форма непрерывного образования. А что мешает перенять опыт лучших, в полной мере использовать их возможности?

- Я думаю, не хватает координации общественных форм образования. Бюро Совета Министров СССР по социальным вопросам могло бы найти пути соединения государственных я общественных форм образования. Могли бы сказать свое слово и профсоюзы, у них есть материальная база, у нас - лекторы, преподаватели народных университетов. Или взять возможности Советского фонда культуры, Детского фонда им. В. И. Ленина. Сколько могли бы совместно сделать!

- И эти пробелы мигом заполняют предприимчивые кооператоры.

- Да, они чувствуют конъюнктуру. Однако им могут противостоять хорошо отлаженные общественные формы в рамках Всесоюзного общества "Знание", например центры непрерывного образования. Интересным представляется опыт таких центров в Киеве, Курске. Алма-Ате, где широко используются экспресс - университеты, циклы одного лектора и другие нетрадиционные формы работы.

- Сегодня, когда стали активно расширяться международные контакты, мы почувствовали, что не можем разговаривать друг с другом, а как учат иностранным языкам в наших школах и вузах, давно известно. Что может сделать здесь общество "Знание"?

- Многое уже делает. Большой популярностью пользуются хозрасчетные курсы иностранных языков, работающие при многих народных университетах. Кроме того, в ряде городов открываются курсы и по изучению языков народов СССР. Мы живем в многонациональной стране, и знание языков переоценить невозможно, Особенно сегодня, когда язык становится порой и причиной вспышек на межнациональной основе.

- К сожалению, сегодня все чаще нам приходится говорить о функциональной неграмотности.

- Проблема функциональной неграмотности - это одна из наших бед. И мы вряд ли осознали, насколько глубоко и широко это явление присутствует в нашей жизни. В период перестройки, гласности мы учимся говорить правду, но, когда речь идет о функциональной неграмотности, это чаще остается в рамках научных разработок.

- Борьба с функциональной неграмотностью ведется и за рубежом. Мы изучаем этот опыт?

- Мы можем действительно многому поучиться у зарубежных партнеров. Всесоюзное общество "Знание" сотрудничает с обществами по распространению знаний в социалистических странах, с просветительскими союзами многих стран Запада.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно