МИНИСТР образования РФ Владимир ФИЛИППОВ в этой должности два с половиной года, но уже сейчас находится под ударами критики. Одни считают, что он долго тянет с реформами, другие - что многое хочет поменять.
Ученье - тьма
- Вас не беспокоит, что у школьников, перегруженных зубрежкой, плохое зрение, осанка и куча хронических заболеваний?
- Действительно, за последнее 10-летие мы жутчайшим образом перегрузили детей в школе. Физика, химия, биология, особенно их сложнейшие разделы, не всегда и нужны в жизни. И в итоге такие страшные цифры: 40% студентов просто запрещено заниматься физкультурой. Можно только... лечебной. То есть за 9 лет мы делаем детей больными.
Идеалом должно быть не два часа физкультуры в неделю, а ежедневная мышечная нагрузка. Пусть дети играют, двигаются - без оценок.
В Татарстане создали программу "Здоровая школа". Вот один пример: при выходе из класса у них турник, и каждый должен подтянуться, выпрямить свой позвоночник. Малое дело, а какая польза! Сейчас стали строить на 3-4 школы один крытый спортивный комплекс, чтобы дети могли пользоваться им круглый год.
- Мое мнение, что детям нужнее элементарные знания для выживания. Например, оказать первую медицинскую помощь. Им нужны навыки бесконфликтного общения с людьми. Разве это менее важно, чем закон Бойля - Мариотта? А экология? А правоведение, чтобы подросток знал: за все безобразия придется отвечать. Ребенку надо развивать в себе какие-то навыки в сфере искусства: танцевать, рисовать, петь и т. д.
- То, что вы говорите, актуально, фактически есть содержание реформы образования. Западные эксперты провели опрос школьников многих стран мира по поводу практической ориентации знаний. Мы были поражены, что наши дети оказались в хвосте.
Реформа предусматривает на 20% разгрузить детей в школе. Ввести здоровый образ жизни и практическую ориентацию знаний. Вы правы, мы учим детей физике, а ребенок не может отремонтировать даже утюг.
Ученье - свет
- Как сейчас бедным талантливым ребятам получить высшее образование?
- Сейчас вузы 60% денег зарабатывают сами. (В лучшие годы Советского Союза у нас было 220 студентов на 10 тыс. человек.) Нынче стало больше - 290 студентов. Раньше все учились только бесплатно. Мы ввели платное образование, расширив его доступность. Потому как нынешний бюджет гарантирует бесплатное образование только 170 студентам на 10 тысяч населения.
- Зачем, кому, во имя чего нужен единый госэкзамен?
- Главное, чтобы дать возможность способным ребятам из глубинки поступить в столичные вузы. Нынче способный мальчик из уральской, якутской деревни не поедет в Москву даже пробовать сдать вступительный экзамен. Потому что у его мамы нет денег на билет. 12 тысяч рублей стоит билет из Сибири и обратно. При ее зарплате в 800 рублей. Теперь вступительные экзамены мы будем принимать у детей на месте. Потом они, никуда не выезжая, посылают свои набранные баллы в 5-10 вузов. И уже вузы отбирают этих способных ребят. А их по стране больше, чем в столице. Вот пример. В Высший химический колледж при МГУ в прошлом году при огромном конкурсе поступил только один москвич, а в этом - всего два. Остальные - с периферии. Вот где способные и талантливые!
Ученье - жизнь
- И вот сейчас вы скажете: все бы сделали, да денег нет?
- Нет, конечно. Когда вводили платное образование, то имели в виду желание как-то поддержать государственную систему образования. Ввели частные вузы - деньги пошли в эти вузы. Качество образования рухнуло. Где ошибка? Надо было вводить платное образование в государственных вузах. И тогда решили бы две проблемы: этими "частными деньгами" мы поддержали бы государственную систему образования и гарантировали качество образования.
Сейчас у нас реализуется и программа "Шаг в будущее". Мы отбираем лучших и талантливых. И за ними все ректоры гоняются. Поддерживаем олимпиады, хотя в масштабах страны это очень дорогостоящая процедура. Но Путин дал указание: найти денег столько, сколько нужно для посылки наших талантливых ребят на международные олимпиады. Однако есть другая проблема: как поддержать многочисленные дома-интернаты, слабеньких детей, неуспевающих, чтобы не оторвался этот верхний слой одаренных от нижнего слоя?
- Одной фирме предложили поучаствовать в поиске по России 800 тыс. молодых компьютерщиков-программистов для работы за границей. Наши женщины рожают, воспитывают детей, школа дает им неплохое образование. А когда у них наступает трудоспособный возраст, их переманивают другие страны. Неужели нам самим они не нужны?
- В Китае вопрос с распределением решили хитрейшим образом. Там выпускники с радостью бегут в деревню... Почему? Китай ввел 100-процентное платное образование. Каждый платит за год 300 или 500 долларов. Нет денег - берет кредит в банке. Когда он закончит вуз, ему говорят: если ты поедешь по госраспределению в деревню учителем, врачом, агрономом и т. п., то кредит не возвращаешь. Образование из платного сразу становится бесплатным.
Наше нынешнее образование очень плохое в его практической направленности. И без реформы его не обойтись.