"We don't need no education" ("Не нужно нам никакого образования") - спел когда-то детский хор под управлением группы "Пинк Флойд" в своем альбоме "Стена", критикующем систему подавления личности различными социальными институтами: государством, армией и школой в том числе.
ОДНАКО то ли наши государственные мужи вкупе с "новыми русскими" слушали эту пластинку невнимательно, то ли с английским у них нелады, но предостережениям прославленных музыкантов они не только не вняли, но еще и поотправляли своих детей в различные английские учебные заведения. Можно было бы, конечно, списать это на слепое подражание президенту (скажем, играет Ельцин в теннис - и я на корт, грызет гранит науки внук Бориса Николаевича в английском
городке Винчестере - и я своего неподалеку пристрою), но не все так просто. Иначе не котировались бы столь высоко на протяжении вот уже нескольких столетий дипломы Кембриджа и Оксфорда и не посылали бы своих отпрысков набираться ума в Англию королевские семьи из многих государств мира. Однако не торопитесь бежать за визой в посольство, сначала - почитайте.
ЛЕГКО В УЧЕНЬЕ...
УЧИТЬСЯ в Великобритании начинают аж с 5 лет. Особенно это касается частных (платных) школ, которые существуют наряду с государственными (бесплатными) и отличаются от последних более высоким уровнем преподавания, лучшей материальной базой, набором, дополнительными занятиями и т. д. Заканчивают обязательное образование в 16 лет, причем в последние два года ученики самостоятельно выбирают 5-8 предметов, чтобы сдать их на экзамене при получении аттестата
о среднем образовании.
Для половины выпускников знакомство с учебниками на этом заканчивается, часть продолжает обучение в профессиональных учебных заведениях типа наших ПТУ, а процентов 30 остаются в стенах школ еще на два года. Они опять-таки самостоятельно выбирают себе три предмета для так называемого углубленного изучения, чтобы в 18 лет сдать экзамены на получение сертификата об образовании "на продвинутом уровне" ("A-Level"). Причем изучают
эти предметы настолько глубоко, что становятся, как мне говорили, прямо-таки профессионалами в изученных областях. На экзаменах им выставляют оценки по 5-балльной системе, где А - высший, а Е - низший балл. На последнем году обучения желающие обращаются в различные (как правило, в 5-6) университеты страны, которые по результатам экзаменов решают, взять или нет того или иного студента. Отбор происходит в зависимости от уровня учебного заведения: Оксфордский
университет отбирает только с тремя А в аттестате, средний университет может откликнуться на ССD, а где недобор - и на все Е.
В принципе иностранцы могут приступить к учебе в английских школах хоть в 5, хоть в 15 лет. Могут даже сразу пробовать поступать в университет, но только это мало кому удается. Причины разные: в основном - недостаточно хороший уровень знания английского, а также неведение по поводу требований данного учебного заведения. В таких
случаях к услугам абитуриентов - языковые школы, в которых желающим не только "подтягивают язык", но и подбирают тип университета. Например, как сказал Саймон Фенн - директор одной из таких школ - King's School of England: "Многие русские хотят учиться в Оксфорде по модным ныне специальностям - бизнес, маркетинг и прочее, но в данном университете нет таких факультетов, и мы советуем им другие вузы".
...ТЯЖЕЛО В БЫТУ
НО, КАК выясняется, сама по себе учеба не так страшна. Тяжелее привыкать к другим вещам. Например, к дисциплине. Причем чем привилегированнее школа, тем суровее условия жизни в ней. Например, в школах-интернатах день от подъема в 7.25 до отбоя в 21.15 расписан буквально по минутам. Добавьте к этому отсутствие лиц противоположного пола (в большинстве частных школ обучение раздельное), нередкое "шефство" старшеклассников над младшими, постоянный присмотр
наставников, запрет на очень многие вещи - от курения до прослушивания персональной аудиоаппаратуры и т. д. Поэтому, по словам Игоря Столярова, одного из руководителей языкового центра "Интенс", весь первый семестр, как правило, стоит "плач Ярославны": плачет ребенок, плачут родители. Ситуация усугубляется тем, что и те и другие привыкли себе ни в чем не отказывать (и это касается не только русских, но и представителей других национальностей). Но
чуть позже происходит адаптация, и все становится на свои места.
А у более взрослых, тех, кто учится на языковых курсах или в университетах, проблемы свои. "Мы, когда посылаем людей учиться, - продолжает Игорь Столяров, - предлагаем несколько вариантов: можно жить в гостинице, но это безумно дорого, можно в общежитии, но вы знаете, что такое студенческое общежитие - об учебе сразу можно забыть, и проживание в семьях. 95% выбирают семьи, но мы в таком
случае сразу предупреждаем, что это - своего рода компромисс. Надо рассчитывать на то, что семьи эти небогатые и кормить будут тем, что едят сами, телевизора в комнате не будет, он - в холле, ванная, туалет - общие на семью. И бывает, что в доме живут и другие студенты. Да и жизнь в чужой семье накладывает еще и ряд обязательств по поддержанию чистоты, порядка и т. д. Хотя семьи обычно лояльно относятся к студентам, но тем не менее".
ЧТО НА ВЫХОДЕ?
ЕСЛИ говорить о тех целях, ради которых родители (не только русские, но и японские, американские, индийские, арабские и т. д.) и их дети идут на такие жертвы, то их несколько. Во-первых, конечно, образование, которое дает возможность поступать в престижные университеты. Во-вторых, самоконтроль, дисциплина, выработка характера, воли и т. п. Короче, в итоге родители получают другого человека, который в 13-14 лет рассуждает вполне здраво, как взрослый,
и твердо знает, чего хочет. Ну и плюс ко всему - знакомство во время учебы с представителями высшего среднего и высшего класса. У них это называется - "войти в круг". А так, чтобы только приехал и сразу завязал знакомства в более или менее достойных кругах, - такие номера здесь не проходят.
Что касается языковых курсов, то, если английский хороший, правильно подобран университет и не самые плохие показатели - поступление в английский вуз вполне возможно.
И уже есть, кстати, примеры.
"А что, выходит неправы были "Пинк Флойд", когда критиковали систему образования?" - спросил я директора King's School Саймона Фенна, когда оказался с ним за одним столом в старинном пабе. Он усмехнулся, отхлебнул пива и произнес: "Возможно, Роджер Уотерс (лидер группы. - Прим. авт.) описал свой личный опыт и впечатления детства. Но обобщать это?.. А вы рок-музыкой увлекаетесь? Знаете, у меня брат тоже играл в группе.
"10 СС" называлась. Очень бурную жизнь прожил. Сейчас у него своя студия. Кстати, тоже в частной школе учился".
Бесплатные информационные материалы и консультации по образованию в Великобритании, тел.: 284-8655, 284-82-64.